Духов День на горе Чатыр-Даг.

День Святого Духа, особый день в церковном календаре, которому
посвящены особые молитвенные прошения о даровании благодати на всякое доброе дело, в том числе и совершения благочестивых традиций и обычаев.


Один из них – это паломничество ко святым местам. В этом году ситуация с распространением во всем мире пандемии – короновируса, внесла свои коррективы практически во все формы жизни, как светской так и религиозной.

Ограничения коснулись как правило и самого востребованного для верующих людей образа традиционного духовного служения – паломничества — подвига, заключающегося в отказе от удобств, от всего суетного, временного и возможности приобщения к нищете духовной. В этом году по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в связи карантином паломничество на Эклизи-Бурун было перенесено на неопределенный срок. Однако желание выйти за пределы цивилизованного мира с его искусственным комфортом, все же понудило немногих странников совершить подвиг восхождения к наивысшей точке Чатыр-Даг.

8 июня в праздник Святого Духа все желающие совершить паломничество уже с раннего утра шли к заветной цели своего духовного странствия. Не стало исключением и для моей семьи, которая в первые отправилась этим нелегким горным маршрутом к священному месту . Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Прежде чем наступит момент
достижения цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Дорога для
паломника важна не только, и даже не столько, в ключе физических
лишений, так же как и церковный пост преследует в первую очередь не физиологические, а духовные цели. Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника.

Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Путь богомольца географически петляет между городами и весями, но в духовном смысле он представляет собой восхождение в гору (по славянски – горе), ввысь, к небу – в преодолении собственных немощей и мирских искушений, в стяжании смирения, в испытании и очищении веры. Свое шествие мы начали с молитву Святому Духу у подножия горы. На протяжение всего пути организовывались привалы, читались молитвы, после чего снова продолжался крестный ход. В местных буковых лесах, да и на голой яйле (от тюрк. джайляу — пастбище) заблудиться достаточно сложно.

Тропинки отполированы десятками тысяч ног, видимость хорошая. Все ключевые «перекрестки» отмечены высокими каменными турами. В тех местах , где были крутые подъемы приходилось помогать друг другу оказывая посильную помощь. Поднявшись на Церковный мыс (Эклизи-Бурун) – наивысшую точку Чатыр-Даг, мы повстречали небольшую группу людей праздно суетившихся возле священного места, где когда-то давно располагался древний храм в честь «Панагии» — Пресвятой Богородицы.


Здесь у подножия Креста мы отслужили молебен о ниспослании СвятогоДуха на всякое доброе дело, после окончания которого священнослужитель окропил всех молящихся святой водой. Священнослужитель поздравил всех
участников крестного хода с праздником, пожелав всем Божьего
благословения. Важно отметить, что несмотря на отсутствие
организованного массового крестного хода возглавляемого духовенством, как это бывает каждый год, люди разного возраста и статуса все же предпринимают все свои старания для осуществления заветных обетов.
Человеком, пускавшимся в путь, всегда двигало желание разрешить какой-либо вопрос, касающийся выбора дальнейшей жизни, получить наставление подвижника, совет, вразумление, укрепление в вере. На паломничество его могло подвигнуть отпадение от Бога и Церкви кого-то из близких и желание вымолить ему веру. Тяжкие грехи и ошибки молодости также являлись причиной совершения богомолья. Мы знаем множество примеров, когда цель паломничества заключалась в вымаливании здравия и исцеления для себя или своих родных. Бывали и так называемые обетные (по обету) богомолья, когда человек в смертельной болезни или в крайней опасности, например, на войне, давал Господу обещание, в случае, если ему будет суждено остаться живых, совершить дальнее паломническое странствие.

И священник в таких случаях – это тот человек, который соединяет молящихся с Богом: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – говорит Господь в Евангелии.

После молебна оставшееся свободное время каждый паломник мог достаточно насладится красотой окружающей его природы.
Здесь открываются неповторимые виды на всю Крымскую горную гряду, ведь широкое плато массива возвышается в гордом , но не преклонном одиночестве. Один из исследователей Крыма еще в позапрошлом веке писал, что «быть в горах Крыма и не посетить Чатыр-Даг, есть дело предосудительного равнодушия». Все участники растянувшегося во времени на километры крестного хода смогли не только насладится пейзажами дикой природы, но и глубже задуматься о смысле бытия, своей душе, где Небо становится еще ближе.

Справка:
Ежегодно, в день Святого Духа, со всех уголков Крыма паломники собираются на Ангарском перевале, чтобы совершить самый сложный и тяжелый ( как считается) крестный ход на Церковный мыс (Эклизи-Бурун) — наивысшую точку горы Чатыр-Даг.

Протоиерей Вадим Маринский

Translate »