Князь Владимир — Красное Солнышко Киевской Руси.

28 июля Церковь Русская отмечает день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира. Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги  и сын великого князя Святослава Игоревича жил и правил на рубеже X-XI веков.

Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице. Известно что, до принятия святого крещения князь Владимир был язычником и имел несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие.

Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный князь воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Обращение кн.Владимира

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная. Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения.

К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».      Β этом, можно сказать, нашествии посольств на Киев и отчасти в обратных ответных посольствах кн. Владимира сливались два потока фактов внутренних и внешних, переплетавшихся и влиявших взаимно один на другой. С одной стороны — вырастание буйного, но гениального недоросля Владимира в «мужа совершенна.» «Воссиявший в сердце его разум» помог ему «уразуметь суету идольского служения» и «с сими помыслами войти в св. купель.» 

Но вот внешние толчки: влияние из среды жен Владимира. Жены христианки, гадательно две чешки, несомненно жена Ярополка, затем — «мудрейшая из жен» Адлогия и сама мать Владимира, Малуша — вся авторитетная женская половина дома властно твердила зарвавшемуся, но преуспеваюшему Владимиру: «довольно мальчишеских глупостей, пора взяться за ум, послушать и посмотреть что творится кругом во всем мире, как народ за народом крестятся и становятся порядочными и уважаемыми.»

Роль Олава Триггвесона, (в Киеве у кн.Владимира уже годами живал его сородич Олав   будущий св. Олав, король и креститель Норвегии) достоверного свидетеля ο том, что творится на белом свете, должна была быть исключительно убедительной. Но раз Владимир уязвился «умом Христовым,» то в ту самую минуту он ощутил и глупость язычества. Найдя истину, постиг и где ложь. Иначе в природе вещей не бывает. Потому-то и нелепа концепция «Повести,» что она представляет неестественной и неумной самую личность кн. Владимира: будто он сначала потерял старую религию, a на ее опустевшее в душе место начал не спеша, исподволь подыскивать какую-нибудь новую.

Именно «воссиявший в сердце его разум,» как восходящее солнце, тем самым прогнал тьму язычества автоматически. При свете солнца ей просто нет места. Так и в душе Владимира: поздно «искать» свет веры, если он уже воссиял. Поздно «выбирать» веры, если одна из них, вошедшая в душу, как открывшаяся истина, уже прогнала ложь других. 

Крещение князя Владимира

Сам акт крещения Руси князем Владимиром для неоязыческого сознания нашей   интеллигенции носит,  более политико-экономический характер, чем духовный, проявившийся путем насилия одной национальной культуры над другой.   Если для неоязычников III тысячилетия  факт   крещения Руси было лишь поводом для Греческой Церкви навязать свою культуру и духовность, с единственной целью уничтожить национальную культуру нашего праславянского племенного рода, то для князя Владимира крещение, как свидетельствуют древние летописи, было больше всего внутренним делом свободного принятия, целью которого было поднятия Руси до уровня самых передовых стран того времени, но никак не потери самостоятельности культурно-национального сознания.

«Испытание вер, — как говорит об этом Н.Ф. Феодоров, при князе Владимире не было делом отдельных лиц, каким оно было до него, а делом общим – князя и народа в лице старцев киевских , принявших во внимание и первые испытания отдельных лиц. Это испытание не ограничивалось одним обсуждением в Киеве; решение дела последовало только после поверки на месте через людей, заслуживающих общее доверие князя и народа» (1).

Можно отвергать и приход миссионеров к князю Владимиру,  но нельзя отвергать этого прихода, как явления многократного, как притязание со стороны Запада и Ислама господствовать над нами. Владимир принял окончательное решение креститься.

Предыстория военного похода кн.Владимира на Корсунь.

В Византии с 976 года правил молодой император Василий II, который с самого начала правления столкнулся с разгромом своего войска болгарами и мятежом военачальников. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним направили в 978 бывшего мятежника Варду Фоку, популярного в войсках. Однако тот, одержав победу над Вардой Склиром, в 987 провозгласил себя императором.

В начале 988 мятежные войска подошли к византийской столице Константинополю, от которого их отделял только пролив Босфор. Укрепление Киевской Руси заставило киевского князя задуматься о принятии религии, которая могла бы стать государственной на Руси. Выбор пал на православие.  Тем временем византийский император Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами»[.

По «Повести временных лет» Владимир к 988 году решил принять крещение в греческом городе Корсунь в Крыму, причём последующий захват города и крещение описываются в рамках агиографической традиции с сопутствующими чудесами. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».    

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана преподобным Нестором в начале XII века. После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться «Крещатиком».

Крещение Руси.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр. По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси. Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Идолы

Таким образом князь Владимир, принимая крещение и становясь «восприемником» своего народа, хорошо понимал, что с новой религией христианства несовместимы ни рабство, ни казни, ни даже войны; он понял также, что для устранения этого необходимо, прежде  всего, устранить саму причину. Потому-то на наше принятие христианства, на наше крещение, по меткому замечанию Н.Ф.Феодорова, и нужно смотреть как «…на крещение детей, для которых оглашение или воспитание начинается после крещения, а не прежде него» (2).

       Вхождение Киевской Руси через Византию в русло мировой истории и погружение в купель нового духовного рождения, способствовало преодолению тех границ, которые мешали сознанию славянских народов ощутить свое единство и полноту в Боге. Уже с самого начала зарождения на Руси веры православной, а вместе с ней и упрочнения государственной системы управления, в церковно-православной общине гармонично стало сочетаться универсальное и национальное, повлиявшее таким образом на развитие религиозной мысли восточно-славянских народов. Этот дар церковной мысли и явился как раз тем священным актом рождения национального самосознания Руси как чего-то целостного и величественного в истории  праславянского народа.

Канонизация кн.Владимира Русской Православной Церковью.

Канонизация кн.Владимира состоялась во второй половине XIII века. Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве и в Херсонесе.

1.Повести временных лет

2. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913.

3. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913.

По материалам кандидатской работы  протоиерея Вадима Маринского

Translate »