Среди всех почитаемых в Церкви не только православными, но и католиками, армянами, коптами, англиканами святых есть наиболее известные, и о них знают все христиане.
Одной из таких святых является великомученица Варвара, память о ней сохраняется уже более 1700 лет, а ее мощи девять столетий пребывают в славном городе Киеве. Именно поэтому на Руси она была и остается одной из самых почитаемых святых, наряду со святителем Николаем. Кто же такая эта великая девушка, что ее знает и почитает весь христианский мир? Иногда в агиографии святую называют еще Варварой Гелиопольской, по названию местности, в которой она проживала.
Тогда это была земля древней Финикии, часть Римской империи, а сейчас территория современного Ливана и города Баальбек. Древний город Гелиополь был языческим центром с целыми храмовыми комплексами, остатки некоторых сохранились до наших дней. При императоре Максимиане христиане были вне закона и язычество отчаянно сопротивлялась появлению новой религии. Именно в такой период истории жила девушка с именем Варвара (Βαρβάρα), что на греческом означает «чужеземка».
Возможно, ее предки были пришлыми в этих землях, но определенно известно, что была она из достаточно влиятельного аристократического рода. Всю свою юность девушка провела в изоляции от внешнего мира, она отличалась красотой и родитель, согласно своим представлениям о лучшем будущем своей дочери, закрыл ее в башне подальше от посторонних глаз.
Мать Варвары умерла, когда девочка была в детском возрасте. Уединенный образ жизни девушки сказался и на образе мышления. Вдали от мирской суеты она часто раздумывала о красоте окружающего внешнего мира, о смысле и возникновении жизни на Земле, и о том, что же в действительности является истиной. При наступлении возраста, когда она могла бы выйти замуж, отец знакомил ее с потенциальными кандидатами, но всегда получал ее отказ. Тревожась за внутреннее состояние девушки и желая ее «социализировать», он все же позволил ей выходить в мир и общаться.
В какой-то момент Варвара познакомилась с девушками христианками, которые и рассказали ей о своей вере в Иисуса Христа, о Едином Создателе всего, о существовании которого она догадывалась ранее. Вскоре Варвара принимает Крещение. Узнав о крещении дочери, отец Варвары Диоскур пришел в ярость и сначала пытался самостоятельно переубедить свою дочь отречься от своей веры и вернуть ее к традициям предков. После этого дошел до побоев и видя твердую стойкость девушки отправил ее на суд к правителю города.
Её подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнём, водили обнаженной по городу, а позже опять приступали к более изощренным пыткам. Стоит упомянуть еще об одной мученице – святой Иуалинии, она обличила мучителей и сама открыто объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары. Девушка также была подвержена пыткам и умерщвлена палачом.
Правитель Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью и язычник Диоскур обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие – оба они были поражены молнией. Может ли быть такое, чтобы собственный отец издевался, мучил и лично убил свою дочь? Судя по тому, как это бывает и сейчас на Востоке в исламских странах, когда родственники и дети не просто проклинаются за отказ от своей веры и принятие Христа, но часто бывают убиты, то это вполне реальная и одновременно ужасная история о безумии одних и святости других.Святая Варвара жила в конце III века – начале IV века и погибла в 306 г.
Великомученице Варваре Господь дал особый дар — молитвы и предстательства о последнем причастии. И если задумать, то это есть самый большой дар на земле. Это и есть тот самый «Хлеб насущный», о котором нам заповедовал молиться Господь Иисус Христос. На каждой службе Церковь молится о «христианской кончине». Нет христианина, который бы не желал причаститься перед кончиной. И нет горшего наказания, как смерть без причастия. Вспомним, как горевала бл.Ксения о смерти мужа без причастия.
Чем более живет христианин, чем более он воцерковляется. тем более он понимает, что в этой жизни действительно есть единое на потребу, что со временем все земные ценности теряют свою значимость и остается самое главное; что на пороге жизни и смерти человеку уже не будет нужно ничего, кроме последнего причастия. Поэтому с возрастом и духовным ростом человек все более открывает для себя эту дивную молитвенницу о последнем причастии — святую Варвару. И в нем все более растет любовь и ее благоговейное почитание.
Чем более христианин воцерковлен, тем более он чтит эту литургическую святую. Варвара — уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать Святой Потир, которого по канонам Церкви не может касаться никто из мирян — только священник. В православной иконографии только св.Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. Как стяжать милость и благодать св.Варвары!? Ничем иным как обязательным причастием в день ее памяти. Тогда мы будем иметь твердую надежду, что св.мученица не оставит нас без причастия и в наш последний день.