Слово на начало Рождественского поста

Рождественский пост начинается 28 ноября и длится 40 дней – до 6 января. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в самом начале Рождественского поста, мы с вами слышим евангельскую притчу  об овце заблудшей и драхме потерянной»( Лк.15,1-10) Господь в этой притче красноречиво свидетельствует о Своем  безграничном милосердие  к нам грешным! «Оставляет всех исправных, — как учит св.Феофан Затворник, — и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их, и когда находит Сам радуется и созывает все небо со радоваться Ему. Не праведников, а грешников Господь призывает  к покаянию, и что очень важно, не повелением  или каким-либо внешним распоряжением, чтобы обращение и возвращение к Господу было свободно».

Время Рождественского поста, мудро отмеренное нам матерью Церковью, приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшем во плоти, чтобы спасти нас. Сорокодневное течение поста – это тот путь, который поможет нам вслед за волхвами принести  плоды своей взаимной любви к Своему не гордому Богу.

День Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа не случайно издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам и свидетельствует согласно Евангельскому повествованию о событии величайшем, всерадостнейшем и чудесном: «я возвещаю вам,- говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».(Лк.2,10-14).

      О величии праздника Рождества Христова православная Церковь возглашает: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в Нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе».

В пределах рождественского поста, который продлиться так же, как и пост предпасхальный сорок дней, мы не успеем  с вами дорогие братья и сестры и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это бодрое, радостное пение: «Христос раждается, славите!» – вновь воскресает в нашей памяти все доброе, светлое, что было в нашей душе, и вновь мы переживаем как бы возрождение, светлые чувства, которые свойственны человеческому духу. И посему, чтобы не угасал в нас этот огонек, и дается нам святое постное время, время для покаяния и обновления нашей обветшавшей греховной жизни.

Как соблюдать Рождественский пост

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение).

Календарь питания по дням

  • По понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, то есть, употребление в пищу продуктов, которые не прошли термическую обработку. Например, свежие фрукты и овощи, орехи, грибы сухофрукты и цельнозерновой хлеб.
  • По вторникам, четвергам — горячая пища с растительным маслом.
  • По субботам и воскресеньям — горячая растительная пища с растительным маслом, также можно рыбу и вино в небольших количествах.
  • 4 декабря (21 ноября по старому стилю), в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.
  • С 2 по 5 января (период предпразднства Рождества Христова): по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, в остальные дни — горячая пища с растительным маслом.
  • В Рождественский сочельник (6 января) – горячая пища с растительным маслом. Многие верующие в этот день не употребляют пищу вплоть до восхода первой звезды.

В некоторых случаях церковь позволяет немного ослабить пост или вовсе отказаться от него. К таким обстоятельствам относятся болезнь, преклонный возраст, тяжелый физический труд и воинские обязанности. От ограничений также могут освобождаться беременные женщины и маленькие дети.

        И все же, не смотря на все эти канонические предписания, пост не означает, по словам митрополита Антония Сурожского, — то, что необходимо еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; а именно приступать к Т.Причастия чаще обычного.

Пост -это время «самобичевания»,  тщательное испытание собственной жизни, так чтоб не оказаться осужденным, приступив небрежно к Святой Трапезе. Рождественским постом нам предлагается несколько простых правил, а именно; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течении предшествующей недели молитвенным правилом, испытанием совести, примирившись с нашими обидчиками. Если правило велико, чтобы вычитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв.

Кроме того, наша альма матерь Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения. За этими дисциплинарными правилами, звучат призывы, которые ведут нас за руку к более достойной встрече с Господом. Поклоняясь, как учат нас святые отцы, великому таинству вочеловечения Слова Божия, а главным образом , причащаясь Тела и Крови Христовых, мы должны «перехитрить» Ирода, как это сделали волхвы (Мф.2, 12). Св.Никодим Святогорец говорит, что необходимо перехитрить мышление и похоти плоти, обмануть мысленного диавола, стремящегося помешать нам восходить в духовный Вифлеем к Богомлдаденцу Христу  воспринявшего в Себя человеческое естество!

Есть такое выражение: «самоуничижение Божества». Господь ограничивает Себя для того, чтобы приблизиться к нам. Предвечный Бог нисходит к своим рабам «смирил несмиряемо несмиряемую Его высоту» (св.Иоанн Дамаскин). Трудный путь был у Девы Марии, ставшей Матерью Богомладенца, но подумаем и сами, сколько надо было божественной любви, чтобы не силой, не властью, не суровыми мерами попытаться исправить человека, – а унизить себя, умалить до человеческого естества! Это один из труднейших и самых сложных, может быть даже, богословских вопросов, и многие отцы объясняли его, но понять может только тот, кто сам в душе своей, в чистом сердце переживет эту великую «благочестия тайну».

Апостол Павел говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Божественный «кенозис» показывает нам, чем на самом деле является любовь Бога к нам грешным. Любовь – это уничижение, жертва, предложение себя и воспринятие другого. Поэтому, насколько каждый из нас освящается и обоживается, настолько и уничижается… Пределом такого  физического и плотского самоограничения (утеснения),является согласно церковным канонам последняя неделя Рождественского поста. Именно на эти дни приходиться празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы веселием, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Начиная со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.


 В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной Церкви в навечерии совершаются часы, называемые Царскими и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы знамение того, что ныне Спаситель уже не таится в вертепе, но сияет всем народам.

В сам день Рождества Христова во плоти, дорогие братья и сестры мы исполнимся с вами особой духовной радостью и по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангелы вей на небеси, и радуются человецы играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».  Рождество Христово именуется Малой Пасхой. Так пусть пасхальная радость в соединении с благодарением и славословием, пришедшему в мир Спасителю наполнит наши сердца, станет источником мира и любви в наших семьях, в городе и на селе, станет источником надежды и вдохновит каждого человека на все доброе и полезное нам и ближним нашим, и Отечеству нашему! Христос рождается, славите, Христос с небесе, срящите, Христос на земли, возноситеся…да все достойно восхвалим славное и честное Рождество сердцем и устами.

АМИНЬ.

Нарастающее ожидание  О предрождественском времени. Протопресвитер Александр Шмеман

С конца ноября Церковь вступает в предрождественский период. Начинается Рождественский пост – время ожидания, время приготовления, время все более глубокого раздумья о смысле этого ни с чем не сравнимого праздника. Сокращаются дни, удлиняются ночи, над мiром воцаряются холод и мгла… Но в этой темноте, в этом холоде ктото словно зажег свечу и приглашает нас вглядеться в ее свет: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!» Этими словами начинается удивительное предрождественское время.

 Очень не просто настроить себя на начало прохождения этой малой Четыредесятницы. Как же мы далеко! В шуме и суматохе повседневности, в заботах каждого дня, в тысячах слов, в грохоте событий мы теряем это чувство благоговения перед великой тайной рождения нашего не гордого Бога. Нам кажется, что эта шумная, несущаяся куда-то жизнь, вся сплошь занятая только внешним, – она-то и есть единственно настоящая жизнь, что только так можно и должно жить. И вот первое, что мы должны почувствовать, – это расстояние, отделяющее нас от подлинной жизни. «Издалече пришли мы», – говорят таинственные восточные люди, пришедшие поклониться Младенцу Христу.

И нас тоже приглашают, зовут вернуться «издалече». Ибо она затерялась, исчезла куда-то, эта настоящая жизнь, которую мы иногда так ярко ощущали в детстве, – жизнь, наполненная чистотою, добром, любовью, счастьем. Мы потеряли ее, и вокруг нас злоба и усталость, зависть и равнодушие… И действительно, зябнет в этой ледяной ночи наша душа. А Рождественский пост говорит: «Но она есть, настоящая жизнь; и над нами светит звезда, всегда зовущая к свету, к любви, к славословию. Она зовет нас оторваться от суматохи, углубиться в себя, внутренне, духовно увидев то, что мы уже почти разучились видеть».

  Каким далеким, ненужным, чуждым реальности кажется все это: и вифлеемская пещера, и пастухи, и ангелы, и люди, издалече пришедшие поклониться неведомому Младенцу. Но вот мы встряхнулись, вот услышали откуда-то из бесконечного далека доносящееся пение: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!» В тишине совести, когда спадают цепи повседневного, мы начинаем постигать, что «реальность», которую привыкли считать единственной, есть на деле бесконечно длящееся наваждение.

В этой тишине совести то, что казалось нелепой сказкой, в лучшем случае – бесполезным украшением, начинает светиться иным, новым светом, иным, высшим смыслом. Нас зовут подняться – вот смысл Рождественского поста. «Христос на земли, возноситеся!» Это правда еще об одном измерении человеческой жизни: не только вперед, но и вверх, не только вовне, но и внутрь, в глубину, к последнему и сокровенному смыслу. Нас приготовляют к тому, чтобы мы увидели первозданную красоту и чистоту жизни – Младенца с Матерью, для которых на шумной, деловитой, всегда занятой собою земле не оказалось места.

И тайна этого рождения новой жизни совершается вне города, вне привычных дел и суеты, но в пустыне, в пещере, среди растений и зверей. Люди не узнают, а мир Божий принимает, люди не замечают, но свет, зажегшийся ночью в пустыне, уже никогда не погаснет, не исчезнет. И те, кто ищут, кто живут жаждой и голодом высокого и чистого, идут к свету и находят его. Это таинственные мудрецы, взиравшие всю жизнь не себе под ноги, не в землю, а в небо – в мир, «горящий звездной славой и первозданной красой». И эти простые пастухи, исполнявшие там, на поле, свой скромный человеческий долг, в этой простой верности полагавшие смысл своей жизни – они тоже видят, тоже находят, они первые слышат слова торжествующей песни: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14).

Вот первый и такой глубокий смысл этого предрождественского времени, в которое мы вступаем. Его вопрос, его призыв обращен к каждому из нас и звучит так: «Чем ты живешь? В чем твое главное сокровище, твоя главная радость? Уверен ли ты, что все занимающее тебя каждую минуту, каждый час, все месяцы, все годы твоей жизни – это и есть самое важное, высокое и прекрасное? Не чувствуешь ли ты, как далек от того внутреннего обещания, которым светилась когда-то человеческая жизнь?»

Сколько растрачено, сколько забыто, сколько предано! Но, может быть, еще не поздно: может быть, выйдя сейчас в холодную морозную ночь, можно снова посмотреть на небо, увидеть звезды и задуматься над растраченной, все время ускользающей в небытие и мрак жизнью, начать медленное возвращение? Вот об этом, только об этом Рождественский пост. Снова и снова говорит он нам, сначала тихо, потом все явственнее, все сильнее: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!»

Он зовет вглядеться в эту встречу, в эту славу, в это восхождение; зовет вздохнуть из самой глубины нашего существа и захотеть всей душой иного. Это время, когда перемена становится возможной, когда, несмотря на все, мы снова начинаем верить в глубокий и вечный смысл жизни, в ее возможное преображение.

Так вот, соберемся с силами, вглядимся в издалече приближающееся к нам Рождество и сами выйдем к нему навстречу!

Translate »