РАДОНИЦА – праздник всеобщей радости

Ра́доница, (Ра́дуница) в народе всегда считался днем первого после Пасхи общецерковного  поминовения усопших.

Во многих местах было принято считать, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. Собственно о том, же нам говорит и устав Церкви, когда мы в первые после Чистого четверга страстной седмица на Радоницу фоминой недели согласно Типикону совершаем впервые поминальные службы о всех усопших. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день. Так или иначе память о наших почивших сродниках живет в нашей памяти, в народных традициях и обрядах на протяжении многих веков.

Первое упоминание Радоницы в Русской православной церкви относится к XIV веке, однако знаменательная дата не относится к числу официальных церковных праздников и больше основывается на народных обычаях.

Этимологически слово «Радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную.

Отсюда соответственно и другое значение слова Радоница – радость желание живых донести до усопших радостную весть о воскресении Иисуса Христа, произошедшем на Пасху. Именно этим церковное поминовение усопших отличается от любой другой человеческой памяти, — потому что мы не вспоминаем умерших, а мы вместе с живыми, там, на небесах, присутствующими, разделяем радость Святой Пасхи; мы христосуемся с теми, кого сменили на очень краткий период земной жизни.  

Святитель Амвросий Медиоланский нам об этом говорит следующее; « в этот день «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со свв. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня».

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало», — слышим мы в церковном песнопении. И как же не ликовать, как не радоваться такому неизреченному благовестию?! Воскресший Господь «даде нам живот вечный и велию милость».вспоминая наших родителей, близких, родных, мы воскрешаем в своей памяти их образ. Нередко какая-то особая сила влечет нас к их могилам.

Мы не отдаем себе отчета, что это за сила, но нередко это голос нашей совести. Ведь пред могилами мы, поминая наших родных, близких и особенно родителей, сознаем наши упущения, ошибки, может быть, обиды, которые мы им наносили, не исполненный нами до конца долг сынов и дочерей. И, притекая к близким нам могилам, молясь за усопших, прося Господа приклонить к ним Свою милость, мы как бы отдаем наш долг тем, кому уже невозможно отдать долг земными ценностями.

Пасхальное поминовение усопших — это и воспоминание, и одновременно живое общение с теми членами Церкви, которые присутствуют пред лицом Божиим, составляя Церковь небесную торжествующую. Вот почему сегодняшнее поминовение усопших сопровождается радостными пасхальными песнопениями, и духовенство облечено в пасхальные ризы, и на наших лицах нет скорби, потому что велика радость духовного общения в Воскресшем Спасителе с теми, кто был близок нам и кто продолжает оставаться в нашей памяти.

В памяти и предании наших предков, красной нитью проходит очень важный духовно-нравственный поучительный посыл для грядущих потомков ; « Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует». Отсюда и древняя сложенная веками традиция наводить в канун праздника на кладбище  порядок .

 Идут сначала в церковь, а потом уже всей семьей идут на кладбище  к могилам близких. Нередко приглашали священника для совершения церковной панихиды и чтения заупокойной молитвы. Затем катали по могиле крашеные яйца, поливали могилы  освященным в Церкви елеем (настоящая традиция еще практикуется у сербов).. Одно крашеное яйцо хозяин закапывал в землю, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду.

Считалось, что блюд должно быть нечётное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились и разделяли трапезу с усопшими.  Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Женщинам на кресты повязывают передники, мужчинам — рушники.  Если встречались нищие, их одаривали крашеным яйцом, а иногда угощали едой и напитками.

Празднуя таким образом праздник всеобщей радости – Пасху мертвых, православные христиане молились о своих сродниках по плоти, тем самым прославляя воскресшего из гроба Христа – первенца из мертвых. В эти святые радосотворенные и светоносные дни Воскресший Господь да  приклонит милость к усопшим, простит им грехи вольные и невольные, примет их в Свои вечные небесные обители, нас же всех укрепит в вере и понимании смысла человеческого присутствия на земле.

Пусть Господь благодатью Своею даст нам силы оставаться верными Ему, Его слову, Его делу, Его заветам. И верим, что по молитвам нашим Господь не оставит ни наших усопших родных, ни нас, грешных, пребывающих на этой земле.

Аминь.

Translate »