«И вознесшегося на небеса и сидящего одесную Отца…» ( Символ Веры). Событие Вознесения Христа на Небо является одной из тайн домостроительства нашего спасения, превосходящее чувственный опыт.
Вхождение Христа во Славу Отца Небесного, вхождение в небесное святилище есть начало Его Первосвященнического служения. «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс.46.6), «наклонил Он небеса и сошел, — мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел….» (Пс.17.10-11). Очистив нас грехов, Христос «…воссел одесную величия на высоте» (Евр.1.3), а желающим с Ним соединится дал обещание, что и они воссядут на престоле Отца (Откр.3.12). Христос вознесся на небеса на 40-ой день после своего из мертвых восстания и преподнес Своему Отцу «начаток нашей природы». Вознесение является последним Господским праздником. Это завершение Благовещения и Рождества..
Подобно тому, как голова является украшением тела, так и Вознесение есть убранство всех праздников, их полнота. Праздник Вознесение наполняет все веселием и благолепием, потому что открыв Небеса, Христос показал нам удивительное зрелище – «плоть нашу, на царский престол вознесенную». По слову св.Афанасия Великого, «Воскресение Христа явило людям победоносное оружие против смерти, тогда как Вознесение преобразило житие человека на земле, возвело его на небо». Ученики не видели начала Воскресения, но лишь его завершение, начало же вознесение, поднимающегося на небеса Христа, апостолы видели и устремили свой взор к небу, желая узнать его завершение.
Так для каждого из нас по мере преуспевания в духовной жизни и степени подражания Христу совершается восхождение на Небо. Святитель Григорий Палам открывает нам сотереологическую перспективу, « если Воскресение принадлежит всем людям, то Вознесение – лишь святым». В страшный день Второго Пришествия Христова воскреснут все , как праведники, так и грешники. Однако не все вознесутся,но лишь обоженные люди будут удостоены этого великого опыта (1 Фес.416-17). Итак, в день Вознесения мы празднуем возведение на горний престол человеческой природы, иначе говоря, «возведение нас от врат смертных». Наблюдая за Вознесением Христа, по слову св. Епифаний Кипрский, мы видим «странный ипподром», поскольку Творец мира восходит на небо, восседая на человеческой колеснице. Вознесение Христа произошло в безмолвии (ησυχια), потому что при нем присутствовали только ученики, и однако о нем узнали в самых отдаленных концах вселенной. Нет ни одного человека, кто-бы не слышало нем.
Так все великие события происходят в тишине и безмолвии. Нет большего доказательства бытия Божия, как жизнь святых. Большинство из них в миру были неизвестными, однако Божия благодать сделала их известными во всей вселенной и до скончания века. Евангелист Лука описывая способ восхождения Христа на небо, указует на следующую деталь «….подняв руки Свои, благословил их……»(Лк.24.50). Восходя на небо, Христос благословляет своих учеников , подавая им Свою изобилующую и безграничную благодать и силу для свершения Его заповедей. «..и се , Я с вами во все дни до скончания века»(Мф.28.20). «Вознесся еси во славе Христе Боже наш и по всей земле слава Твоя» — возглашает священнослужитель в конце Божественной Литургии возносяй святую Чашу со Святыми Дарами от престола к жертвеннику.
Для нас это важно, потому что наше «жительство», находится не на земле , а на небе. (Фил.3.20). «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3.2). « Горе имеем сердца!» возглашает священнослужитель на литургии. От Вознесения и до Второго Пришествия Христа нет пустоты, потому что существует Церковь, где причащаясь Тела Христова, мы становимся членами Его прославленного Тела.
Уходя из этого мира каждый человек или напутствует любимых людей, или благословляет их. То же самое делает и Христос преподав своим ученикам заповедь «….Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24.49). т.е пока не примите Духа Святого в день Пятидесятницы. Потеря Христа «по плоти» стало для учеников благословением, единением с Ним, а время между вознесением и сошествием Святого Духа стало временем молитвы и безмолвия – как телесного, так и душевного. Никто таким образом не может приобщиться Святого Духа, если не находится в состоянии молитвы и внутренней аскезы. Ученики все время пребывали вместе, сосредоточившись вокруг Богородицы, что показывает важность церковного богослужения, в центре которого находится Пресвятая Дева..
Она самое ценное сокровище, которым когда-либо обладала Церковь. Посредством делания – очищения сердца через соблюдение заповедей и созерцания мы можем взойти туда, где пребывает Христос. Христос воспринял человеческое тело и обожил его, так и мы можем обожиться богатством благодати Божией. Христово Вознесение празднуется с ликованием и духовными песнопениями, но наряду с этим – с деланием и созерцанием, т.е с чистой душой и просвещенным разумом. «Праздник Вознесения, как учит св.Григорий Палама, — это праздник Неба, открытия человеку Неба, как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины, Царствия Божия, неземного царства вечной жизни».
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. «…Я с вами во вся дни до скончания века» ( Мф.28, 20). Он теперь не в Иерусалиме, ни в Вифлееме, ни в Назарете, не на горе или в долине, у моря или в городе, а – всюду. Он пребывает там, где Бог пребывает – повсюду. Поэтому в любом месте земли, в любое время дня и ночи, мы всегда можем призвать Его, и Он будет рядом с нами. Он будет наш Господь, Он будет слышать нас, потому что Он с нами во вся дни до скончания века. Аминь.