Духов День на Чатыр Даге

День Святого Духа, особый день в церковном календаре, которому посвящены особые молитвенные прошения о даровании благодати на всякое доброе дело, в том числе и совершения благочестивых традиций и обычаев. Один из них – это паломничество ко святым местам самого востребованного для верующих людей образа традиционного духовного служения – паломничества — подвига, заключающегося в отказе от всего суетного, временного, бренного и возможности приобщения к нищете духовной. 

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря группа паломников, возглавляемая духовенством Симферопольской и Крымской епархии, совершила паломничество на Эклизи-Бурун.
 Желание выйти за пределы цивилизованного мира с его искусственным комфортом, понудило немногих странников (около 150 человек) совершить подвиг восхождения к наивысшей точке Чатыр-Даг. 5 июня в праздник Святого Духа все желающие совершить паломничество уже с раннего утра шли к заветной цели своего духовного странствия. Не стало исключением и для моей семьи, которая уже не в первый раз вместе с прихожанами нашего храма Анней Гончаренко, Мариной Скрипниченко, Ольгой Новак и Наталией отправилась этим нелегким горным маршрутом к священному месту. Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Прежде чем наступит момент достижения цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Дорога для паломника важна не только, и даже не столько, в ключе физических лишений, но также, как и церковный пост преследует в первую очередь не физиологические, а духовные цели.

Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Путь богомольца географически петляет между городами и весями, но в духовном смысле он представляет собой восхождение в гору (по славянски – горе), ввысь, к небу – в преодолении собственных немощей и мирских искушений, в стяжании смирения, в испытании и укреплении веры. Свое шествие мы начали с молитву Святому Духу у подножия горы. На протяжение всего пути организовывались привалы, читались молитвы, после чего снова продолжался крестный ход. В местных буковых лесах, да и на голой яйле (от тюрк. джайляу — пастбище) заблудиться достаточно сложно, тропинки отполированы десятками тысяч ног, видимость хорошая. Все ключевые «перекрестки» отмечены высокими каменными турами. В тех местах, где были крутые подъемы приходилось помогать друг другу оказывая посильную помощь.

Поднявшись на Церковный мыс (Эклизи-Бурун) – наивысшую точку Чатыр-Даг, мы повстречали небольшую группу людей, праздно суетившихся возле священного места, где когда то давно располагался древний храм в честь «Панагии» — Пресвятой Богородицы. Здесь у подножия Креста мы отслужили   молебен о ниспослании Святого Духа на всякое доброе дело, после окончания которого священнослужитель о.Димитрий окропил всех молящихся святой водой. Священнослужитель поздравил всех участников крестного хода с праздником, пожелав всем Божьего благословения, скорейшего окончания войны и наступления долгожданного для всех мира.  Счастливые лица, расцелованные солнцем и окрыленные ветром, люди разного возраста и статуса предпринимавшие все свои старания для осуществления заветных обетов, в этом священнодействии полагали свой особый сакральный для души смысл. Так было всегда ;  человеком, пускавшимся в путь,  двигало желание разрешить какой-либо вопрос, касающийся выбора дальнейшей жизни, получить наставление подвижника, совет, вразумление, укрепление в вере.

На паломничество его могло подвигнуть отпадение от Бога и Церкви кого-то из близких и желание вымолить ему веру. Тяжкие грехи и ошибки молодости также являлись причиной совершения богомолья. Мы знаем множество примеров, когда цель паломничества заключалась в вымаливании здоровья и исцеления для себя или своих родных. Бывали и так называемые обетные (по обету) богомолья, когда человек в смертельной болезни или в крайней опасности, например, на войне, давал Господу обещание, в случае, если ему будет суждено остаться в живых, совершить дальнее паломническое странствие. И священник в таких случаях – это тот человек, который соединяет молящихся с Богом: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20) – говорит Господь в Евангелии. После молебна оставшееся свободное время каждый паломник мог достаточно насладится красотой окружающей его природы. Здесь открываются неповторимые виды на всю Крымскую горную гряду, ведь широкое плато массива возвышается в гордом, но не преклонном одиночестве.

Один из исследователей Крыма еще в позапрошлом веке писал, что «быть в горах Крыма и не посетить Чатыр-Даг, есть дело предосудительного равнодушия». Все участники растянувшегося во времени (8 часов) на километры (17 км.) крестного хода смогли не только насладится пейзажами дикой природы, но и глубже задуматься о смысле бытия, своей душе, там где Небо становится еще ближе.

Справка:

 Ежегодно, в день Святого Духа,  со всех уголков Крыма паломники собираются на Ангарском перевале, чтобы совершить самый сложный и тяжелый ( как считается) крестный ход на Церковный мыс (Эклизи-Бурун) — наивысшую точку горы Чатыр-Даг.

 Напоминаем, что верхнее плато горы Чатыр-Даг лежит в среднем на высоте 1300 метров над уровнем моря.  А в юго-западной части плато   расположена высшая точка Чатыр-Дага — гора Эклизи-Бурун (1527 м).

Попытку объяснить происхождение данного названия делает  П. И. Сумароков в своей  книге «Досуги крымского судьи» (1803): « Эклизи, экклесия — церковь, греч., бурун — утес, тюрк.» В древние века здесь стоял храм в честь «Панагии» — Пресвятой Богородицы, к которому греки раз в  год в Троицын день шли многолюдным ходом для молебствования. С вершины горы глазам паломника открывается удивительный вид почти на весь Крымский полуостров.

В дореволюционное время традиция восхождения в этот день на Эклизи-Бурун имела огромные масштабы. Будучи правящим Архиереем Таврической епархии, в 1851 году восхождение на вершину горы Чатыр-Даг совершил Святитель Инокентий Херсонский. На дореволюционном гербе Таврической губернии был изображен Чатыр-Даг, над которым возвышался восьмиконечный православный крест. В советское время, несмотря на гонение Православной веры, православные совершали крестный ход в день Святого духа в большой секретности.

Традиция ежегодного совершения крестного хода на гору в день Святого Духа была возрождена в 2001   году по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

Translate »