14 августа в начале Успенского поста Церковь Русская полагает для поклонения всем верным Крест Животворящий – Древо целительное для души и тела. Сама Царица Неба и Земли Пресвятая Дево, который и посвящается этот пост предлагает нам в снедь насладится Божественной трапезой во здравие и во спасение. Праздник Медовый Спас или Происхождение (изнесение) честных древ напоминает нам Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего.
«Спас на воде» или «Мокрый Спас» указывает на то, что эти праздники (Медовый, Яблочный, и Ореховый Спас) связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Начинается
пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными.
Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость. К этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить на освящение в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Целительные силы меда, его благотворные свойства известны всем и вряд ли у кого ни убудь могут возникнуть сомнения в полезности и целебных качествах этого продукта. Их ценность была велика для каждой семьи.
Боязнь сглаза и порчи была самым распространённым опасением. Поэтому каждый хозяин, стараясь защитить свою семью и скот, не полагался на других, а сам заранее принимал все необходимые меры. В том числе готовились все атрибуты для будущих домашних обрядов, запасались травы и прочие лечебные средства. Мёд хозяева заранее покупали или меняли у
пасечников. Сами несли его в храм. Соты символизировали дом пчёл, которые таскают «богатство» в своё жилище. Освящённый кусочек сот с мёдом хранили дома в надежде укрепления достатка. Хозяева не могли доверить постороннему такое ответственное «дело» (освятить в храме свою безопасность). Они должны присутствовать там сами. Освящал соты и мёд как, для своего потребления, так и в качестве оберега для пчёл.
День 1 августа по старому стилю, с которого начинается Успенский пост, считается также днем крещения Руси. А крещение — это и есть такое погружение в воду крестную, благодать Христову, так что открывается людям тайна Креста и они готовы все принести Господу, и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Вы знаете, что мученики всегда изображаются на иконах
с крестом. И жизнь каждого человека тоже завершается крестом. Над нашей могилой будет стоять крест, если мы сподобимся этой милости. Дай Бог, чтобы крест вырастал из всей нашей жизни. Чтобы это было древо жизни, которое мы тоже питаем, принимая участие в том, что Христос совершил.
Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за хранение и исповедание Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция особенно в южных регионах
регионах освящать маковые головки, поэтому праздник обрел еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — например, булочки и пирожки, а также маковники. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. Таким приношением в храм (в данном случае фрукты и мед), мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни.
Ну а главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве,
приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
Суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Успенский пост, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери, — строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии. Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу предписывается питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, которое дозволено лишь по субботним и воскресным дням. Кстати, до праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда.
Всех православных христиан от всего сердца поздравляю с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны
греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).