Событие Преображения Господня на горе Фавор, описанное у евангелистов Матфея и Марка, один из двенадцати главных, или «двунадесятых» осенних праздников уходящего церковного новолетия.
Оно имеет тесную связь с Пятидесятницей, как божественный опыт, удостоивший простых мужей видения Божественной благодати. Слово «преображение» (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы».
Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).
Христос на горе Фавор открыл на «мгновенье» потаенное, явил славу Божества, с которой была соединена Его человеческая природа. Бог и человек удостоились обожения в день Преображения. Ученики удостоились воочию увидеть обожествление человеческой природы Христа, именно потому, что сами преобразились. «Они сами изменились, и таким образом, увидели изменение» — говорит св.Григорий Палама.
Ученики увидели божественный свет не только разумом, являющимся оком души, но и телесными органами чувств, которые заранее были укреплены нетварной божественной энергией и преобразились, чтобы увидеть этот свет. Восхождение на гору показывает, то что кто желает увидеть славу Божества в человеческой природе Христа, необходимо оставить все низкое и подняться ввысь, т.е очистится от всего земного.
Христово Преображение произошло днем, а потому ученики увидели два солнца: чувственное и умное, свет тварный и нетварный. Два света, как говорит об это святой Исаак Сирин; «один на небе, по обычаю, и один вопреки обычаю».
С восходом солнца правды, как великого и страшного зрелища, говорит святой Никодим Святогорец, померкли лучи чувственного солнца. Свет на горе Фавор был славой Божества, «Царства Божия». Так и таинства Церкви являют и ведут человека в Царство Божие, и происходит это именно потому, что они теснейшим образом соединяются с очищающей, просвещающей и обожающей энергией Бога.
На Фаворе Христос явил первообраз человека и то состояние, в котором первый Адам находился до падения в Раю. Более того Преображение Христа показало, как само происхождение человека, так и цель его жизни, и конец, которому он должен стремится. Лицо Христа просияло как солнце и ризы Его стали белыми как свет потому, что именно таким образом человек может познать славу Божества.
Не существует ни одной другой земной реалии, которая могла бы его передать. «Я свет миру», говорит Христос он свет первичный и безначальный, сверхвременный Он становится светом для тех, кто чист от греха и всепожирающим огнем для неочищенных. На горе Фавор имело место и видение и слышание. Ученики сначала увидели славу Божию, а затем услышали свидетельство Отца.
Это происходит и в церквоной и духовной жизни. Находясь на стадии очищения, мы слышим О Боге. Однако достигая стадии просвещения разума о обожения, посредством мистической жизни и причастия просвещающей и обоживающей энергии Божией, мы видим Бога. На Фаворе были свет и облако. Светом является Христос, поскольку лицо Его просияло как солнце, а облако – это присутствие Духа Святого.
Рядом со Христом находятся две выдающиеся личности Ветхого Завета
Илия, ходатай от живых, и Моисей, ходатай от мертвых». Святой Косьма в одном из тропарей говорит, что свет святилища Божия, явившийся на Фаворе, «возвеселил создание, обожил людей». Петр обращается к Иисусу со гласом радования: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Этот эмоциональный шок раскрывает ту истину, что все Божие творение различным образом принимает участие в славе Божией, все создание начинает сиять, веселиться, и лишь люди обоживаются.
Человек в культуре Древней Руси устремлен к духовному преображению.
В древнерусском искусстве: литературе и иконописи дается изображение преображенного человека — святого. Обожение или святость — это вообще вершина творческой активности («Се творю все новое»), недаром аскетику именуют «художеством из художеств». Святость, ведомая Святым Духом, настолько неожиданна и непредсказуема, что сам Проповедник из Назарета являет Своим ученикам нетварный Свет Своего Божества.
И таинства, и аскеза способствую достижению человеком состояния обожения. При уклонении от этой цели они превращаются в идолы и морализм. Нетварный свет – это на личном опыте переживание Царства Небесного, а также предвкушение будущих благ.
Посему не без причины праздник Преображения знаменует собою начало осени, когда по древней благочестивой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения. Это духовное преображенное состояние и есть главный плод, который человек может принести в своей жизни, это плод в жизнь вечную