Рождество Божией Матери празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась от праведных Иоакима и Анны Преблагословенная Дева Мария, предустановленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Христа.
«В сей день бесплодный врата отверзаются, и выходит девственная Божественная дверь, в сей день приносить первые плоды начинает благодать, являя миру Божию Матерь, через которую земное с небесным соединяется для спасения душ наших». (Стихиры).
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные6 обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола.
И мы знаем, что именно Пречистой Деве Марии суждено было стать посредницей между Богом и людьми в осуществлении тайны воплощения Сына Божиего — рождения Господа нашего Иисуса Христа. Именно от Девы Марии Господь получил человеческую природу, человеческий разум, человеческую волю, человеческие чувства и был подобен нам во всем, кроме греха.
Мы вспоминаем Пречистую Деву именно потому, что Она более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих.
В молитве Отче наш, мы называем Бога своим Отцом, а значит необходимо, чтобы Пресвятая Дева Мария была нашею Матерью. Как в естественном порядке необходимо, чтобы у ребенка были отец и мать, точно так же, в порядке благодатном, необходимо, чтобы у истинного сына Церкви Бог был Отцом, а Пречистая Дева Мария — Матерью; если же он хвалится, что имеет Бога Отцом, и при том, не проявляет никакой сыновней нежности к Пресвятой Деве, как к Матери, то это лжец, и нет у него отца, кроме диавола. Святой Августин говорит даже, что в мире сем души, предназначенные к спасению, заключены в утробе Пречистой Девы Марии, и что они рождаются лишь в тот день, когда Пресвятая Дева производит их для жизни вечной. Итак, как дитя в начале своего бытия получает все свое питание от матери, которая подает его ему соответственно его слабости, так и земля «третья мать» — «от неяже кормимся, и питаемся, и одеваемся, и тьмы благих приемлем, по Божию повелению к нейже паки возвращаемся», — сии три матери сопоставляются , но не отождествляются, с которыми сакрально связан каждый человек.
«Земле благая, благословенная Богоневесто, класс прозябшая не оранный и спасительный миру». (Канон ко святому причащению, песнь 1, богородичен).
Мы видим, что Богородица называется землей, и рождение Спасителя сравнивается с произрастанием из земли (или сада) колоса или древа. Земля эта не оранная, т. е. невозделанная, и упоминание о рае говорит, что это райская земля. Об этом же пишут и отцы Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «…рай был делом рук не человеческих; земля была девственною, не принимала в себя плуга, не была изборождена, но, не тронутая руками земледельцев, по одному повелению (Божию) произрастила те древа. Поэтому-то (Бог) и назвал ее Эдемом, что значит девственная земля. Эта дева была образом иной девы. Как эта земля произрастила нам рай, не принявши в себя семян, так и та (Дева), не принявши семени мужеского, произрастила нам Христа»
Преподобный Андрей Критский в слове на Успение говорит о Богородице: «Ты — Земля, воистину желанная: ибо Царь Славы “возжелал красоты Твоей и возлюбил” (Прем 8. 2, 5) богатства Твоего девства и, вселившись в Тебя, с нами обитал (Ин 1. 14) и чрез Тебя примирил нас с Богом и Отцом. Девственная земля, из которой изшел Адам новый и древнейший ветхого».
Итак, мы видим, что представление о Богородице как земле отнюдь не чуждо православию, но возникает вопрос: земле какой? Земле не здешней, падшей, изборожденной человеком после его грехопадения, а земле девственной, райской. Чтобы плодоносить, она не нуждается в возделывании . Так верующая душа предназначенная к жизни вечной получают все своё духовное питание и всю свою силу от Земли не оранной, — Пречистой Девы Марии. Потому что Пречистая Дева Мария должна обитать в душах, предназначенных к вечному спасению.
Будем же в этот праздник радоваться о Рождении Матери нашего Господа, будем обращаться к Ней с молитвами и искать у Нее заступления. Вспомним в этот день и о наших матерях. Так ли мы их радуем, как радовала Пресвятая Дева святую Анну? Или вспоминаем о них только на Новый год да на день рождения? Вспомним о всех, помянем всех молитвенно, а после службы в храме (благо – выходной день) возвеселимся в простоте сердца каждый со своими близкими, как некогда Иоаким и Анна о Рождении Дочери.