«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангелы со архиереи поклоняются, апостолы со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородице Превечного Бога» — Кондак праздника
История этого праздника ведет свое начало с X века, когда Константинополь – столица древней Византии, стал уже центром христианской культуры и духовного просвещения. Именно в это время в Константинополе подвизался блаженный Андрей , родом славянин из Новгорода , в молодых годах попавший в плен и проданный в рабство местному жителю Феогносту. С юности и до самой смерти он остался верен взятому на себя подвигу юродства Христа ради. Неслучайно именно блаженному Андрею достигшему дара прозорливости, явлено было видение святого Покрова Божией Матери.
«Помните ли вы, пишет в своих хрониках Патриарх Фотий, — ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…». Можете себе представить как неистово и горячо молились тогда в храме православные греки и с какой одержимостью, лютой алчностью и злобой налягали на весла варвары с моря.
Святому Андрею Мать Пресвятая Богородица открылась тогда с Пречистым Ликом, залитым слезами. Та которую мы с тихой радостью зовем «Умягчение злых сердец», проливала слезы жалости о каждом из нас: о праведниках и грешниках; о злых и добрых, о молящихся и богохульствующих. Она молебно простирала руки к своему Сыну, осення молившихся во Влахернском храме и на море плывущих кровожадных покорителей византийской столицы.
Святой Андрей с трепетом созерцал это дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика Епифания: «Видишь ли, брат , Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: « Вижу, святый отче , и ужасаюсь». Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили. В русском Прологе ХII века об установлении праздника (древнерусский житийный сборник), мы читаем, как император Михаил III спешно вернувшийся из пограничной армии в столицу вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. «Печаль ваша в радость будет» (Ин.16.20), так говорил Христос на Тайной Вечере своим ученикам, также и печаль Матери Божией о несчастном роде человеческом, сделалась радостью всем нам, которые вместе с Церковью Христовой почитают Пресвятую Деву Матерью и Защитницей всех людей.
Событие Покрова Пресвятой Богородицы дает нам некое понимание того, как сила благодати Божией, в том числе являемая через Пресвятую Богородицу, постоянно защищает нас от зла. Ведь что такое Покров? Что такое Омофор в руках Девы Марии? Это не что иное, как символ защиты: Она нас защищает, Она наша Крепость, Она наша Воительница, Она Вождь наш, ибо особая миссия у Пресвятой Богородицы. И потому наша к Ней молитва должна обращаться в первую очередь именно тогда, когда мы нуждаемся в защите, когда мы чувствуем, что нас окружают злые, несправедливые силы, когда они несут в себе опасность для нашей христианской жизни. Вот тогда мы особенно должны взывать к Божией Матери, чтобы, подобно тому, как Покровом Своим Она защитила древний Константинополь от врагов, так и нас Она защитила от работы вражия, от воздействия темных сил, от преломляемой этими силами воли и деяний человеческих.
Событие связное с Покровом Божией Матери было забыто Греческой Церковью, но сохранилось в культурно-историческом и церковно-богослужебном пространстве нашей Русской Православной Церкви. Почему этот рассказ о видении лег в основу великого праздника Русской Церкви?
Совсем не случайно мы называем страну нашу уделом Пресвятой Богородицы. Она с нами, Она над нами, и этот образ Покрова является в каком-то смысле частью нашего национального самосознания. Многочисленные победы русского воинства часто связывают с покровительством, исходящем от образа Богоматери. Есть еще надежда и упование, есть еще время и способ оказаться достойными этих святых слез.
Бог еще длит нашу жизнь. Он по молитвам Пресвятой Богородицы, по молитвам святых сродников наших дает нам еще возможность остановить страшный поток греха, не какого то чужого, но нашего, собственного греха И это возможность покаяния, которая возобновляется для всякого каждым утром, это возможность начала новой жизни , не с нового года, не с понедельника, а вот сейчас, с этой самой минуты, когда мы стоим в храме и Матерь Божия смотрит на нас, глазами полными слез, это новая возможность новой жизни дает нам силы радоваться и ликовать и сегодня, и завтра и всегда. С праздником Покрова нашей Матери.