Святая Варвара Баальбекская , — невеста Христова пречудная

Благода́ть от Бо́га дана́ ти́ е́сть, храни́ти и соблюда́ти от внеза́пныя боле́зни и на́глыя сме́рти вся́каго челове́ка, ве́рою, любо́вию и благогове́нием честна́я твоя́ страда́ния воспомина́ющаго и почита́ющаго; тоя́ благода́ти не лиши́ и на́с, до́брая де́во Варва́ро, да и мы́, здра́ви су́ще те́лом и ду́хом в ны́нешней и бу́дущей жи́зни о тебе́ пое́м Бо́гу: Аллилу́иа. (12 кондак)

Среди всех почитаемых в Церкви не только православными, но и католиками, армянами, коптами, англиканами святых есть наиболее известные, и о них знают все христиане. Одной из таких святых является великомученица Варвара, память о ней сохраняется уже более 1700 лет, а ее мощи девять столетий пребывают в славном городе Киеве и городах Европы. Именно поэтому на Руси она была и остается одной из самых почитаемых святых, наряду со святителем Николаем. Существовал традиционный маршрут богомольцев по Киеву, в который включено было и посещение мощей святой Варвары. Маршрут этот впервые описал писатель Николай Лесков в одном из своих произведений: «Богомолец идет по Киеву определенным путем, как сельдь у берегов Шотландии. Прежде наклоняется всем святым печерским, потом до Варвары, а потом к Макарию Софийскому, а потом уже просто до Андрея и Десятинного на Подол».


Кто же такая эта великая девушка, что ее знает и почитает весь христианский мир? Иногда в агиографии святую называют еще Варварой Гелиопольской, по названию местности, в которой она проживала. Тогда это была земля древней Финикии, часть Римской империи, а сейчас территория современного Ливана и города Баальбек. Древний город Гелиополь был языческим центром с целыми храмовыми комплексами, остатки некоторых языческих капищ сохранились до наших дней. При императоре Максимиане христиане были вне закона и язычество отчаянно сопротивлялась появлению новой религии. Именно в такой период истории жила девушка с именем Варвара (Βαρβάρα), что на греческом означает «чужеземка». Возможно, ее предки были пришлыми в этих землях, но определенно известно, что была она из достаточно влиятельного аристократического рода. Уже с первых дней ее отец Диоскур (др.-греч. Διόσκορ ), что значит сын Зевса, участвует в жизни своей дочери Варвары. Как отец своей единственной дочери и представитель аристократической знати, Диоскор старался проложить ей дорогу в светскую жизнь. Поначалу он поддерживал исследовательский интерес Варвары устанавливая для нее, соответствующие своему мировоззрению дисциплинарного характера границы.

Неожидано умирает мать святой Варвары и Диоскор , устанавливает своей дочери жёсткие правила, множество запретов и условий, за несоблюдение которых наказывал, ограничивая ее свободу. На кону была его репутация, его авторитет, и естественно Диоскур как аристократ особо приближенный императору, не желал рисковать своей честью, своим достоинством в иерархии, оставляя свою дочь на волю случая. Всю свою юность девушка провела в изоляции от внешнего мира, в следствии чего уже в раннем возрасте у Варвары сформировалась аскеза, т.е некое отторжение к собственным желаниям, нуждам. Она хорошая для отца, если слушается и делает все по его правилам и однако такое бесхребетное благочестие не вполне устраивает Диоскора. Его дочь красива и умна, она вызывает не малые подозрения у своего отца, и согласно своим представлениям о лучшем будущем своей дочери, Диоскор закрывает ее в башне подальше от посторонних глаз.

Уединенный образ жизни девушки сказался и на образе мышления и мировоззрения. Вдали от мирской суеты она часто раздумывала о красоте окружающего внешнего мира, о смысле и возникновении жизни на Земле, и о том, что же в действительности является истиной. При наступлении возраста, когда она могла бы выйти замуж, отец Диоскур, знакомит ее с потенциальными кандидатами, но всегда получает ее отказ. Тревожась за внутреннее состояние девушки и желая ее «социализировать», он все же позволяет ей выходить в мир и общаться. В какой-то момент Варвара смогла познакомится с девушками христианками, которые и рассказали ей о своей вере в Иисуса Христа, о Едином Создателе всего, о существовании которого она догадывалась ранее. Вскоре Варвара принимает Крещение. Узнав о крещении дочери, отец Варвары Диоскур пришел в ярость и сначала пытался самостоятельно переубедить свою дочь отречься от своей веры и вернуть ее к традициям предков. Получив отказ, отец полностью отвергает свою дочь. Нет уже ценности, близости и границ. Потеряв над собой контроль, в своем безотчетном безумии Диоскор дошел до побоев и видя твердую стойкость девушки отправил ее на суд к правителю города – наместнику провинции. Варвару тут же подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнём, водили обнаженной по городу, а позже опять приступали к более изощренным пыткам. Стоит упомянуть еще об одной мученице – святой Иуалинии, она обличила мучителей и сама открыто объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары. Девушка также была подвержена пыткам и умерщвлена палачом. Правитель Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью и язычник Диоскур обезглавил святую Варвару.

Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие – оба они были поражены молнией. Подводя итог этой трагической семейной драме, мы задаемся вопросом может ли быть такое, чтобы собственный отец издевался, мучил и лично убил свою дочь? Судя по тому, как это бывает и сейчас на Востоке в исламских странах, когда родственники и дети не просто проклинаются за отказ от своей веры и принятие Христа, но часто бывают убиты, то это вполне реальная и одновременно ужасная история о безумии одних и святости других. Святая Варвара жила в конце III века – начале IV века и погибла в 306 г. В этот же период времени при том же императоре Максимиане были преданы пыткам и мучениям известные всему христианскому миру святые — Димитрий Солунский 306 г, Адриан и Наталия 304, Никомидийские; Кир и Иоанн бессребреники; Екатерина Александрийская;305 г, Феодор Тирон 306 г, Никомидийские священники Ермолай, Ермипп и Ермократ; египетские мученики Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон и др.; мелитенские мученики Евдоксий, Зинон и Макарий и многие другие. Разным святым дана различная благодать молиться о разных духовным и материальных нуждах христиан. Но великомученице Варваре Господь дал особый дар — молитвы и предстательства о последнем причастии.

И если задумать, то это есть самый большой дар на земле. Это и есть тот самый «Хлеб насущный», о котором нам заповедовал молиться Господь Иисус Христос. На каждой службе Церковь молится о «христианской кончине живота». Нет христианина, который бы не желал причаститься перед кончиной. И нет горшего наказания, как смерть без причастия. Вспомним, как горевала бл.Ксения о смерти мужа без причастия. Чем более живет христианин, чем более он воцерковляется. тем более он понимает, что в этой жизни действительно есть единое на потребу, что со временем все земные ценности приходят, теряют ценность и остается самое главное; что на пороге жизни и смерти человеку уже не будет нужно ничего, кроме последнего причастия.

Поэтому с возрастом и духовным ростом человек все более открывает для себя эту дивную молитвенницу о последнем причастии — святую Варвару. И в нем все более растет любовь и ее благоговейное почитание. Чем более христианин воцерковлен, тем более он чтит эту литургическую святую. Варвара — уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать Святой Потир, которого по канонам Церкви не может касаться никто из мирян — только священник. В православной иконографии только св.Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. Нужно отметить особую любовь отца Иоанна к этой святой. Именно он благословил на Леушинском подворье устроить придел в ее честь, где он сам служил в дни памяти св. Варвары, произнося вдохновенные проповеди. Как стяжать милость и благодать св.Варвары!? Ничем иным как обязательным причастием в день ее памяти. Тогда мы будем иметь твердую надежду, что св.мученица не оставит нас без причастия и в наш последний день.

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА, МОЛИ БОГА О НАС!

Баальбек расположен в 80-ти километрах от ливанской столицы — города Бейрута. Когда-то на его месте располагалось древнее финикийское поселение, но после упадка Финикии, территория этого древнего государства переходила от одного правителя к другому и в конечном итоге была присоединена к Римской империи, войдя в состав провинции Сирия. Уже в то время город был крупнейшим религиозным центром, где поклонялись Ваалу (отсюда название) и Дионису. В 305—311 годы здесь родилась великомученица Варвара Илиопольская.
История мощей святой великомученицы Варвары. Некий благочестивый муж Галентиан (Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 20 км., от Евхаит (ныне Бейузю, деревня в Турции,). На этом месте позже был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. В VI в. при византийском императоре Юстине мощи Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви известно о торжественных ежегодных празднованиях памяти святой. По свидетельствам, в храме св. Варвары спасались, как в месте убежища, обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.


На Русь мощи святой Варвары попали с 1108 года, их привезла в Киев греческая царевна Варвара, ставшая женой князя Святополка-Михаила. В те времена христианство у славян только укреплялось, в связи с этим им была необходима духовная поддержка древних церквей. Хранившиеся в Михайловском монастыре мощи святой Варвары были у нас единственной реликвией с древнего христианского Востока и почитались особо. Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Киевское предание гласит, что мощи святой Варвары спасали от язв и холеры, случавшихся в городе в 1710, 1770, 1830, 1848, 1853 и 1855 годах. Смертельная болезнь не коснулась только Михайловской Златоверхой обители, где почивали чудотворные мощи святой великомученицы Варвары, и ни один из живущих в ней братьев не умер, невзирая на то, что святая обитель была открыта для всех, притекавших на поклонение святым мощам великомученицы. Целительная сила мощей святой Варвары простиралась далеко за пределы монастырских стен. Достаточно было во время эпидемии вынести нетленные останки святой за ворота и обнести вокруг обители, как «язва каждый раз по обнесении умалялась во всем городе».После революции в 30-х гг. XX в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывали мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. Во время оккупации города нацистами, в связи с открытием храмов и монастырей, святыню перенесли в малый храм на территорию Златоверхой обители, в 1949 г. – в церковь апостола Андрея Первозванного на Андреевском спуске, а позже – в Свято-Владимирский собор, где они пребывают и сейчас.

Почитание в мире Святая великомученица Варвара. Коптская икона.

Сохранились интересные подробности празднования 800-летия Свято-Михайловского Златоверхого монастыря в 1908 году. Мощи святой великомученицы были главной святыней этих торжеств. Особенно умилительным было обнесение мощей святой великомученицы вокруг храма при стечении большого количества народа. Среди верующих того времени ходили сборники, которые назывались варварниками, в них повествовали о необыкновенной жизни великомученицы, наподобие сборников николайников про св.Николая. В этот день всегда освящали воду и служили панихиды по умершим. В Киеве есть традиция – всем, кто приходит поклониться великомученице Варваре, дарят цветные ленточки, освященные на ее мощах. В древности девушки вплетали их в косы, а путешественники брали с собой, что вернуться домой.
Грузинская церковь отмечает Барбароба – День Святой Варвары. В этот день в грузинских церквях и храмах на службе в честь праздника всегда присутствует много детей. В честь святой только в Тбилиси возведены четыре храма — первый из них был построен в восьмом веке.
В Ливане, на родине великой святой, праздник ее памяти отмечается большими семейными празднествами и называется «бурбара». В этот день после Литургии дети наряжаются в костюмы и маски, обходят дома, прославляя святую, и получают подарки. Такие торжества характерны не только для Ливана, но для верующих Сирии, Палестины, Иордании, Греции, Македонии, Болгарии и других стран.

                                        Интересные факты
  • Часть руки св.Варвары находится на Афоне в монастыре Симонопетра, другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.
  • Великомученица Варвара иногда на иконах держит святой потир (чашу для Причастия), хотя по канонам Церкви этого священного сосуда не может касаться никто из мирян – только священник. В православной иконографии только святая Варвара изображается с потиром в руке, как исключение из правил.
  • Святая Варвара изображена на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а также на картинах других европейских художников. Во Владимирском соборе г. Киева образ святой Варвары написан известным художником М. Нестеровым.
  • Во время Российской империи на мощах освящали колечки и развозили по всем городам империи. Традиция пошла от существования перстня св.Варвары на ее руке. Для богатых богомольцев и путешественников делали массивные золотые кольца, для бедных – синенькие финифтяные. О заветных киевских колечках мечтали даже венценосные особы. Царицы Анна Иоановна и Елизавета обменяли свои драгоценные перстни на простенькие серебряные кольца от святой Варвары. Эти колечки покупали и молодожены, считая, что они скрепляют союз любящих сердец. С этой целью приобрели дешевенькие финифтяные кольца поэт Осип Мандельштам и его невеста Надежда. Их брак в самом деле выдержал все испытания судьбы. Заветное колечко от Варвары было и у гетмана Ивана Мазепы. Он глубоко чтил великомученицу и даже построил для ее мощей великолепную серебряную раку и помост, обложенный позолоченными серебряными «досками».
  • Левая стопа мученицы находится в Свято-Варваринском соборе города Эдмонтон (Канада), куда она была вывезена в 1943 году из Киева.
  • В честь святой Варвары названо множество городов и областей по всему миру (самый известный Санта-Барбара), назван астероид, открытый в 1883 году (номер 234)
  • Одна из самых древних улиц в Москве названа в честь церкви во имя великомученицы Варвары. Она проходит от Красной Площади до Варварских Ворот. Улицу называли «Варьской» уже в XV веке.
  • В 1999 г. икона святой Варвары, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, побывала в космосе на борту орбитальной станции «Мир».

Ее праздник для католиков и англиканцев — 4 декабря. Покровительство Святая Варвара с чашей и пушкой Святая Варвара почитается католиками, которые сталкиваются с опасностью внезапной и насильственной смерти на работе. Она покровительница горняков, туннелей, оружейников, военных инженеров, оружейников и всех, кто работал с пушками и взрывчаткой. Ее связь с молнией, которая убила ее отца, стала одной из причин призывать ее в помощь искать защиты от молнии и огня; по ассоциации со взрывами она также покровительствует артиллерии и горному делу .

Она покровительница артиллеристов. Испанское слово santabárbara , соответствующее итальянское слово santabarbara и устаревшее французское Sainte-Barbe обозначают пороховой склад корабля или крепости. В журнале было принято ставить статую Святой Варвары, чтобы защитить корабль или крепость от внезапного взрыва. Святая Варвара — покровительница итальянского флота . В туннельной индустрии, как давняя традиция, одна из первых задач для каждого нового туннельного проекта — это создание небольшого святилища Санта-Барбары у портала туннеля или на подземном переходе в длинных проходах туннелей. За этим часто следует посвящение и призыв к Санта-Барбаре для защиты всех, кто работает над проектом в период строительства.
Святая Барбара была также святой покровительницей Артиллерийского корпуса Королевской армии Британской армии Ирландская армия почитает ее как покровитель артиллерийского корпуса , где она появляется на корпусном знаки, полуодетая, гусли, сидя на поле пушки.
День Святой Варвары, 4 декабря, отмечают Королевский артиллерийский полк Австралии , Оружейники Королевских ВВС США), Канады и вооруженные силы Новой Зеландии Артиллерийская батарея Норвичского университета отмечает это мероприятие ночной перестрелкой с использованием нескольких гаубиц M116 .


Несколько горнодобывающих учреждений также отмечают его, например, некоторые филиалы Австралийского института горного дела и металлургии. Горный клуб Западной Австралии празднует День Святой Варвары и использует его, чтобы вспомнить тех людей, которые умерли, работая в горнодобывающей промышленности в течение года.

Translate »