Хлеб служебный – Хлеб насущный

Есть в нашей Православной Церкви особый вид служения Богу и людям, это молитва и труд. В пространстве церковно-приходской жизни этот образ послушания, есть призвание или предназначение, на которое дается священнослужителем благословение.

Ни одна служба в храме не может совершаться без участия и причастия к ней этих  клириков, которым присуща духовная аскеза. Бескорыстный труд и чувство ответственности,  долга перед Богом, можно по праву назвать труд просфорника или просфорницы.

В нашем храме есть и те и другие, без преувеличения которых можно назвать монахами или монахинями в миру. Это благодатное, чрезвычайно ответственное делание скрывает много тонкостей пекарного искусства и личных секретов, наработанных годами. Просфора (с греч. «приношение») – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей, которые символизируют две природы во Христе – Божественную и человеческую.

Вера Рудницкая, Валентина Кулиниченко, Олег Успенский,  Куликов Алексей – это все просфорницы и просфорники нашего храма. Умение всё мирско́е оставить за порогом, пожертвовать своим личным временем четкость и слаженность действий, и, конечно, непрестанная молитва – позволяют добиться хороших результатов. Ведь рецепт везде один, а вкусы просфор разные! «Для приготовления теста берется пшеничная мука, в нее добавляют соль и дрожжи. Замешивают на чистой воде, с добавлением святой воды», — говорит Валентина, обращая особое внимание на качество  самой муки.

Выпечка просфор – это не простая кулинария и знания института пищевых технологий вряд ли пригодятся на практике. Это дело, совершаемое особым образом и непременно с молитвой. Люди, приходящие на службу, видят только его результат. 

Есть у нащих  просфорников (пекущих церковные просфоры) и свои  Небесные покровители — преподобные Спиридон и Никодим. Это святые жили в  веке и около 30 лет пекли просфоры в Киево-Печерской Лавре. Преподобный исповедник Кукша (Величко), рассказывал как то однажды, своим духовным чадам очень интересный случай произошедший  в годы Великой Отечественной Войны в Киеве.    Тогда немцы заняли весь город и комендант немецкий захотел посмотреть пещеры в Киево-Печерской Лавре. Сам он не смог сориентироваться и попросил разыскать монаха, который в прошлом был здесь насельником обители. Нашли такого монаха и привезли к нему, чтобы тот все показал. Стоит отметить, что раньше мощи были открыты и ничем не прикрывались, как сейчас стеклами. И вот монах пошел впереди со свечой, а за ним последовал немецкий комендант и другие немцы с фонариками. Когда они проходили мимо раки преподобного Спиридона Просфорника, которого не стало уже более 800 лет назад, он попросил монаха остановиться и подробнее рассмотреть его мощи. Монах, пока тот рассматривал, рассказал ему в кратце о преподобном, а комендант в свою очередь ухмыльнулся и сказал, что не может того быть, чтобы мощи были целы.

Он еще спросил монаха: -Из чего мощи сделали?
— Здесь исключительно тела почивших людей, которые святой жизнью сподобились нетлению. — ответил монах.

Но комендант в это не поверил и рассмеялся. Стоит сказать, что у комендант был наган в руке. Тогда он решил рукояткой ударить по руке преподобного Спиридона. Замахнулся со всей силой пробил руку преподобного.

 Что потом произошло, потрясло даже монаха. Кожа лопнула, а из мощей, которые лежат более 800 лет, вдруг хлынула кровь. Комендант со своими вылетел в миг из пещеры с диким ужасом. На следующий же день по радио комендатура объявляет, что Киево-Печерская Лавра открывается и все желающие могут вновь поселиться в ней. Потом так же появились объявления на столбах и даже на покосившихся заборах. Так напугал коменданта преподобный Спиридон Просфорник. Удивительно, но и сейчас следы трех засохших потоков крови видны на руке преподобного. Заступая на послушание наши просфорники каждый раз перед своим служением, выпеканием просфор, молятся Господу, Богородице, преподобным Спиридону и Никодиму.

 

Приглашаем всех желающих научится этому благодатному священнодействию. Святые угодники преподобные Спиридон и Никодим не только покровительствуют труждающимся на просфорне, но и помогут вымолить из ада и всех сродников без покаяния похищенных смертью.

Низкий поклон нашим сестрам и братьям во Христе за их труд и усердие!

Существуют безусловно и свои требования к кандидатам на выпечку просфор. Так правило избирать в просфирни вдовиц чистого жития подтверждено ответами Kонстантинопольского Собора 1301 года на вопросы русского митрополита Феогноста. А митрополит Киприан повелевал, чтобы просфорницами были или девственницы, или однобрачные, но отнюдь не двубрачные и не троебрачные (Митр. Макарий. История Русской Церкви. Т. IV. С. 284). Актом Московского Собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не ранее 50 лет. 

Translate »