Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост». (Песнопения 1-й седмицы Великого Поста)
С началом весны для православных и католиков начинается Великий пост, — время духовным подвигов начало, примирения с Богом и со всеми окружающими нас людьми. Церковь как заботливая и любящая нас мать предлагает нам лекарство от греха, чтобы уврачевать наши души. Мир болен и нуждается помощи, которую важно получить во время. Если время упущено, тогда остается меньше шансов на выздоровление. В истории человечества можно привести множество примеров поста (аскезы) добровольного и невольного. Запрет вкушения от древа познания добра и зла первобытным людям в Раю – один из первых. Кроме ветхозаветных пророков, с постом были знакомы практически все древние народы Месопотамии, Вавилона, Шумерии, Финикии. В Древней Греции практиковалось пост, где аскетами называли спортсменов, придерживающихся воздержанного образа жизни. Перед соревнованиями они ограничивали себя в развлечениях и еде, а также брали личные аскезы.
Одним из примеров такой аскезы можно считать упражнение, которое борец Милон Кротонский включил в свои тренировки. День за днем, более четырех лет, атлет на своих плечах обносил вокруг городской стены теленка. Пока люди недоумевали и смеялись над необычным занятием атлета, теленок превращался во взрослого быка, а Милон становился все сильнее. Благодаря таким образом своей личной аскезе атлет развил невероятную силу, слава о которой сохранилась в истории.
В дальнейшем содержание понятия «аскетизм» трансформировалось в практику отречения от мирских удовольствий как меры индивидуальной и духовной дисциплины. Аскеты полагали, что такой образ жизни поможет человеку стать высоконравственным, морально чистым и свободным.
Древнегреческий философ Диоген Синопский, жил в пифосе (бочке) и многих удивлял своей аскезой не только воздерживаясь от пищи , но и перенося невыносимую жару и морозы. Философ стремился к простоте, отсекая все то, что ограничивало его свободу.. Так, когда Диоген увидел, как ребенок складывает руки чашкой, чтобы попить воды, выбросил свою миску со словами: «Ребенок победил меня в простоте жизни». Как человек по своей природе универсален, Пост по своей природе универсален, как собственно и сама природа человека с его уникальностью и разнообразием в выборе его жизненного пути. Осознание двойственности своей природы — фундаментальное событие в жизни человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. Таким образом человек наделеный двоякой природой: духовной и телесной, не должен ограничивать пост воздержанием только лишь телесным. Спасительный пост должен обнимать все его существо — и душу и тело. И как бессмертная душа призвана властвовать над смертной плотью, так и пост духовный неизмеримо важнее телесного поста.
Что пользы не есть мяса, если с языка то и дело срывается всяческое срамословие, осуждение и насмешки над ближними, ложь, лесть или клевета? Что толку изнурять свое тело, если душа полыхает гневом и ненавистью, если сердце переполняется дымом гордыни? По слову преподобного аввы Иперехия, «лучше есть мясо и пить вино, чем поедать брата своего».
Духовный пост состоит в воздержании от нечистых помыслов, в обуздании своих пороков и страстей. Борьба с внутренними и внешними соблазнами, пост духовный есть постоянная необходимость для каждого христианина. Каждый день, каждый час, каждый миг нужно нам такое воздержание, чтобы не оскорбить Бога
Но чтобы достичь внутренней чистоты — необходим пост всех телесных чувств и способностей человека. «Глаз, ухо, язык — это самые широкие протоки греховной пищи. Пресеки их уединением», — советует постящимся святитель Феофан Затворник. Нечистыми разговорами, пошлыми песнями и музыкой, срамными зрелищами люди щекочут и разжигают свои низкие страсти. В настоящее время мы слышим и видим пропаганду ядовитых греховных услад. Лукавым развратителем нашего времени стал телевизор, интернет. Молитвеное самоуглубление, истинный пост возможны, только если убрать с глаз долой соблазнительные книжки и картинки, отвернуться от соблазнительных кино-, теле- и прочих зрелищ, которыми пестрит современный мир. Иначе «скитание по обычаям мира» приведет душу к нравственному растлению, откуда недалеко и до растления телесного.
С древнейших времен телесный пост являлся спутником благочестивых людей в молитве и Богомыслии. Сам Богочеловек Иисус провел в пустыне сорок дней без пищи, приготовляя Себя на дело спасения мира. Постились апостолы Христовы, когда отнялся у них Жених (см. Мк. 2, 20), — когда вознесся Божественный Спаситель и уже не видели они лица Его. Всем верным дана заповедь о посте, благоугодном Господу: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16 -18).
Отнюдь не простая задача — обуздать немощную и многострастную плоть, подчинить ее высшим нравственным требованиям. Забвение человеческой телесности, попытки обойтись «чистой духовностью» ведут к погибельной гордыне. Не к «бесплотному» суемудрию, а к духовному покаянию и освящению своего тела призваны православные христиане.
Никакая пища сама по себе не является злом, это — дар Божий для укрепления наших телесных сил. Но великим злом становится неумеренное и несвоевременное употребление пищи. От телесного невоздержания словно бы жиром заплывает душа, становясь сонливой, ленивой на добрые дела и в то же время — легко возгорающейся на блуд и всяческие непотребства. «Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств, тем яростнее похоть», — говорит преподобный авва Леонтий. Так, позволяя своему телу пресыщаться, мы питаем низменные страсти.
Без самоограничения невозможной становится борьба с греховными навыками, а строгим постом искореняются даже застарелые душевные недуги. О самых лютых бесах говорит Спаситель: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Когда тело получает и хлеб насущный не в избытке, ему становится уже не до извращенных лакомств и нечистых позывов. И вот: простым стеснением естественной потребности в пище умерщвляются многие змеи, гнездящиеся в сердце.
По слову святителя Иоанна Златоуста, «пост тела есть пища для души. Толстое чрево не родит тонкого смысла». А если утончается плоть — словно лишний груз сбрасывает с себя душа, становясь доступнее для высоких чувств. Искренность всеочищаюших покаянных слез, сладость умиленной молитвы, восторг приближения к Всемилостивому Господу — вот награда постящемуся.
В смирении и разуме духовном надо приступать к посту, чтобы вкусить его благодатные плоды.
Церковь призывает следовать «царским», срединным путем, — на нем и телом не надорвешься, и душой не возгордишься чрезмерными внешними «подвигами», и придешь к одухотворению всего естества. Об этом и святитель Василий Великий говорит: «Подвижнику надо быть свободным от всякого надмения и, идя путем истинно средним и царским, нимало не уклоняться ни в ту, ни в другую сторону — не любить неги и не приводить тело в бессилие излишеством воздержания».
Господь наш Иисус Христос строго предостерегает от гордыни фарисейской, полагающей заслугу во внешних делах. Фарисей отдает храму десятину, два раза в неделю не ест мяса — и только поэтому считает себя не таким, как другие люди (см. Лк. 18, 11-12). Смешное и суетное тщеславие! Даже если бы питался он лишь хлебом и водой — неужто в одном этом служение Всесовершенному Господу? О людях, гордящихся своей лжеправедностью, преподобный Ефрем Сирин говорит: «По наружности постники, а по нраву морские разбойники». За фарисейским тщеславием скрыта демонская подмена: вещественность внешних дел — вместо духовных деяний. Бесы вообще являются несравненными «телесными постниками» — не имея плоти, они не едят, не пьют и не спят, но разве это приближает их к Богу?! Если внешнее благочестие не сопряжено со смирением, не ведет к возрастанию внутренних добродетелей, братолюбия и Боголюбия, — такой пост есть ложь пред Господом Сердцеведцем.
Напрасны, более того безумны и вредны попытки достичь духовных вершин одними телесными подвигами. По слову блаженного Диадоха Фотикийского, «пост … лишь орудие, благоустрояющее к целомудрию, — и не должно превозноситься по поводу его».
Духовное и телесное воздержание представляют собой двуединство, так как в земном естестве человека плоть и дух связаны неразрывно. Телесный пост есть отрыв от земли. Духовный пост дарует приближение к Богу. Неодухотворенные, не очищенные от гордыни телесные подвиги бессмысленны и опасны: такая победа над вещественностью ведет в пропасть самообольщения. Пагубно любое уклонение с «царского» пути, ибо невозможен разрыв двуединства человеческой природы.
Одухотворяясь, телесный пост становится необходимым условием благочестия, приобретает смысл священного деяния.
Разве райский запрет для первых людей имел только вещественное значение? Разве к вкушению погибельного «яблока» привело Адама и Еву только влечение тела? Нет: не запах и вкус запрещенного плода — а праздное любопытство и диавольский соблазн быть, как боги (см. Быт. 3, 5) довели их до поругания любви Небесного Отца. Послушанием воле Создателя должны были люди засвидетельствовать свою любовь к Нему: вот духовный смысл райского запрета — первого поста, не сохраненного человечеством.
Тот же духовный смысл сокрыт и в вещественных проявлениях Православия. Послушанием Церкви Христовой верные свидетельствуют свою любовь к Христу Спасителю. Изменивший в такой малости, как соблюдение церковных постов, может ли быть верен в великом?
История Церкви знает примеры славного исповедничества и мученичества, выразившиеся в отказе нарушить пост. Так от руки свирепого язычника Ольгерда принял кончину молодой литовец Евстафий, отказавшийся есть мясо в пост. . Разве в употреблении или неупотреблении мясной пищи смысл подвига святого Евстафия? Нет, то было свершение высочайшей духовности. Бесстрашным послушанием Матери-Церкви и в малых ее заветах доблестный мученик запечатлел верность Господу Иисусу, в светлом венце подвига вошел он в любовь Божию. Понятно, что мы, современные немощные люди, не можем вот так просто взять и перестать есть. Имеются гастриты, язвы, другие болезни. Если долго не будем есть — начнем унывать. При этом, в какой-то разумной мере для себя можно воспринимать уроки аскетов. Насчет поста есть среднее решение. Если что-то нужно есть — отнестись как к лекарству, а в остальном — держать пост. И не забывать покаяться в отступлении.Как раз пост — это возможность вспомнить о своём человеческом достоинстве . В действительно: мы видим, что обычно избегают поста закоренелые грешники, все интересы которых в земной суете, хотя им-то особенно необходимы пост и покаяние. А люди праведной жизни, которым как бы можно и не поститься, с особым усердием и строгостью прилежат посту. Так происходит, потому что люди духовные осознают пост как живейшую, насущную потребность души, стремящейся в объятия Господа Любящего.
Так да постится каждый из нас «постом приятным и благоугодным Господеви», пищей Небесной насыщая свою изголодавшуюся душу. Ибо, по слову апостола Иоанна: мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17).
Устав Великого поста
Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.
Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.
Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:
- Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)
- В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
- В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
- В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856).
В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».
Второй чин Афонский предполагает следующее:
- Понедельник – полное воздержание от пищи.
- Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре] хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)
- В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)
В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой.
В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение[2] (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю[4]» (лист 425об, стр. 858).
В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.
В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день.
Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).
В Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.
В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп. Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882).
В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.
Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).
В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии[6] (т.е. по 100 гр.)
В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.
На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).
Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35).
В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св.Василия Великого, т.е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30-16.00 часов.
Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:
По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.
По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр.912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом[7] (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен.
По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.
В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).
В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры[5] хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)
Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).