13 июня 2024 года, православные верующие отмечают один из двунадесятых церковных праздников — Вознесение Господне. Согласно Евангелию, торжество посвящено восшествию Иисуса Христа во плоти на небо спустя 40 дней после мученической смерти на кресте и чудесного Воскресения.
Вознесение Христа – событие, произошедшее следом за Воскресением описано евангелистами Марком и Лукой, а еще упоминается в Деяниях апостолов. Иисус после Своего воскресения из мертвых в течении 40 дней являлся ученикам и говорил им о тайнах Царства Божия. (Деян.1.3), после чего Он собрал учеников и дал им повеление «Не отлучайтесь из Иерусалим, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом святым…, вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказа сие, Он поднялся в глазах их , и облако взяло Его из вида их (Деян.1, 4-5, 8-9).
Лука пишет в конце двадцать четвертой главы: «И, когда благословлял их [апостолов], стал отдаляться от них и возноситься на небо». Символ веры научает нас веровать в «воскресшего в третий день….и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…» В псалмах мы слышим ясно «возшел Бог в воскликновении…» (Пс 46.5) Божественные силы друг другу говорили « возьмите врата князи ваша…» (Пс 23.9). «восшел на высоту , пленил еси плен» (Еф.4,8) Вспомним и слова пророка «Он устроил горние чертоги Свои на небесах» (Амос.9.6). Вспомним о том , что Енох приложился, но Иисус вознесся, пророк Илия подьят был на колеснице огненной, Христова же колесница есть тьмы, тысячи тысяч гобзующих (Пс.67.18)., тот как бы на небо, а Иисус прямо на небо, тот сказал дана будет ученику сугубые дары Святого Духа, а Христос в таком обилии даровал ученикам благодать Святого Духа, что они не только сами в себе имели Его, но сообщали и верующим через возложение рук своих. Апостол Павел Христов раб, восхищен был до третьего неба в Рай где слышал неизреченные глаголы, апостол Петр имел ключи Царства Небесного Иисус был удостоен большей чести сидяще одесную Отца. «Он возвратился туда, — наставляет нас св.Григорий Двоеслов, — откуда сошел; восшел туда , где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал небом и землей».
В своем слове на праздник Вознесения папа Лев Великий приглашает своих слушателей возрадоваться с учениками Христа, «человеческая природа получила себе место превыше всех других тварных созданий неба…чтобы на престоле Предвечного Отца обрести конечную цель своего возвышения и получить долю Того (Отца) Славы, с природой Которого она соединилась посредством Сына». Таким образом «Воскресение Хрисово означает наше собственное возвышение, ибо Сын Божий «усвоил Себе» человеческую природу и «усадил ее одесную Отца».
Тем самым Христос возвращает Адама на «предуготованое ему место на седалище Пресвятой Троицы». Блаженный Августин совершенно беспощадно напоминает оглашенным ( и нам вместе с ними) о том, что вера является предпосылкой понимания: «Христос вознесся на небеса. Веруйте! Он воссел одесную Отца. Веруйте!…Он – там! Пусть не вопрошает ваше сердце: А что Он там делает? Не спрашивайте о том, о чем не разрешено разыскивать! Он – там! Этого для вас достаточно! Он испытывает блаженство , и от блаженства , называемого «десницей Отца», …., что означает то же самое, что пребывать в высочайшем блаженстве, где царит праведность, мир и радость; ибо ошую становятся козлы» (Мф.25.33) Стало быть , когда говорится о сидении Божием, то этим означается не положение тела, а судебная власть, которая царит всегда и везде и наделяет каждого заслуженным воздаянием».
Посему где только пребывает десница Божия, там должен быть Христос Телом и Кровью», и наше участи в Таинстве Евхаристии, это «дерзновенная попытка» преодоления закона притяжения, или приражения плоти, мира и диавола. В такой перспективе необходимо рассматривать и литургический возглас : «Горе имеем сердца!».
Для нас это важно, потому что наше «жительство», находится не на земле, а на небе. «Наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» ( Фил.3.20). Апостол Павел нас призывает : « О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3.2). От Вознесения и до Второго Пришествия Иисуса Христа нет пустоты, потому, что существует Церковь, где причащаясь Тела и Крови Христова, мы становимся членами Его прославленного Тела. Сам же Бог всего, Отец Христа и Господь наш Иисус Христос сошедший, и вошедший и сидящий вместе со Отцем, да хранит души ваши, и да соблюдает непоколебимою и твердую надежду вашу на Воскресение; да воскресит вас от смертоносных грехов ваших, и сподобит небесного Своего дара, да удостоит вас быть восхищенными «на облацех в сретении Господне на воздухе (I Сол 4, 17) во время благоприятное; и да напишет имена всех вас в Книге Живых, и написав никогда не изгладит. Он здесь посреди, Он слышит, что говорим о Нем, видит помышления твои, и испытует сердца и утробы. Он и теперь готов всех вас , предоставить Отцу во Святом Духе и сказать ; Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Ис.8,18). Аминь.
Вознесение Господне: чего нельзя делать, кому и о чем молиться
Помимо народных традиций, на Вознесение Господне существуют и определенные запреты. Так, 13 июня верующему человеку нужно стараться не грешить, жить по заповедям Христовым — не сквернословить, не ругаться, не ссориться с ближними, не гневаться и не роптать, избегать дурных привычек и пристрастий. Не стоит превращать христианский праздник в повод для попойки, напоминают священнослужители. Также церковь негативно относится к проведению различных гаданий и магических обрядов, противоречащих христианским канонам.
Бытует мнение о том, что 13 июня нельзя ничего убирать, подметать, мыть, проводить садовые и другие работы. Однако подобные суждения можно смело отнести к суевериям. Домашние дела действительно желательно завершить накануне, но не потому что нарушение этого «правила» якобы приведет к чему-то плохому или навлечет беду. Дело в том, что верующие стремятся освободить от привычной суеты день праздника для молитвы и посещения храма, в котором на Вознесение Господне проводят праздничную литургию.
День перед Вознесением называется «Отдание Пасхи». Проходит заключительная в этом году служба пасхальным чином. После отдания Пасхи в храмах совершается предпразднество в честь Вознесения Господня. Вечером прихожане приходят на всенощное бдение, посвященное Вознесению.
На сам праздник православные собираются на Божественную литургию. В этот день поются тропарь, кондак и задостойник Вознесения. Верующие вспоминают о главном содержании праздника, слушая и перечитывая Евангелия от Луки (Лк. 24:50−51) и от Марка, а также Деяния святых апостолов (Деян. 1:9−11).
13 июня 2024 года во многих храмах по традиции пройдут две литургии — раннюю и позднюю. Трудиться в праздник не запрещается, однако рекомендуется найти время для молитвы. Прийти в церковь можно как до работы, так и после. Священники советуют отметить Вознесение за столом в кругу семьи, помолиться и вкусить праздничную пищу.
Пресс –служба храма Рождества Христова