Равноапостольный князь Владимир-Красное  Солнышко Киевской Руси

      28 июля Церковь Православная отмечает   памятную дату – День крещения Руси, событие  которое  решено было отмечать в день, в который православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира.

Именно он в 988 году принял историческое решение о крещении Руси и крестился сам, с дружиной и боярами.  Князь Владимир Святославович — внук великой княгини Ольги  и сын великого князя Святослава Игоревича жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новгороде; потом, с 978-го отправился с варяжским войском на Киев против Ярополка завладев его троном и его женой. Занимал Киевский трон до смерти в 1015 году. Известно что, до принятия святого крещения князь Владимир был язычником и имел несколько жен и множество наложниц в разных городах.

Он  поставил кумиры на холме Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокошу, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный князь воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

                          Обращение и крещение  кн.Владимира.
Что же именно послужило предметом обращения Савла в Павла? В своем похвальном слове митрополита Иллариона кагану Владимиру обращается со следующими словами : «Как ты уверовал? Как воспламенился любовью Христовой? Как взыскал ты Христа? Не видел ты Христа и не ходил по нем, как же ты стал учеником Его? Другие видев Его, не веровали, а ты не видев уверовал!…Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что един есть Бог Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего возлюбленного Сына и с сими помыслами ты вступил в святую купель. И то , что другим казалось безумием, то было для тебя силой Божией».


В своей книге монах Иаков пишет : «слышал о бабке своей Ольге, как она съездила в Царьград и приняла там крещение», под влиянием этого факта разгорелось Святым Духом сердце Владимира…..хотя святое крещение не спешил принять. Известный богослов митрополит Филарет (Гумилевский) в своей истории объясняя причину обращения князя Владимира  из язычества в христианство, сообщает следующее «и ужасное братоубийство, победы купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое – не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхва, украшал их серебром и золотом, заколол тучные жертвы перед ними. Пролил даже кровь двух христиан на идольском жертвеннике. Но все это, как чувствовал он не доставляло покоя душе – душа искала света и мира. Владимир обладал широкой русской натурой, имел горячий темперамент и его сокрушении преп.Нестор пишет влагая в уста кающегося Владимира  такие слова : «аки зверь бях, много зла творях в поганьстве живях, яко скоти, наго». Знамение (метеорологическое) переживавшееся константинопольцами в 989 году описывает Иоанн Диаков так: « Это была яркая комета и какие то огненные столбы в северной части неба, может быть северное сияние, предвещающее как казалось грекам завоевание Херсонеса тавроскифами» . В Прологе XV в. Говорится следующее : « Шед взя Корсунь град. Князя и княгини уби….Не распустив полков посла воеводу своего в Царьград просити за себя сестру их.» Взятием Корсуни и угрозами самому Царьграду в союзе с болгарами Владимир достиг своей цели, Царевна Анна была послана. Брак спешно и с возможным торжеством был немедленно совершён по церковному обряду в самом Корсуне. Царевна Анна плакала, печалилась о том, что вынуждена выйти за грубого язычника и требовала от князя Владимира принять их веру.    В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».  Многие историки считают, что  князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий.  

 В Никоновой летописи под 1006 г. значится : « того же лета посла Владимир гостей своих в Рим, а других в Иерусалим и во Египет и в Вавилон соглядати земель их и обычаи их.»    Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная. Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».  
    Β этом, можно сказать, нашествии посольств на Киев и отчасти в обратных ответных посольствах кн. Владимира сливались два потока фактов внутренних и внешних, переплетавшихся и влиявших взаимно один на другой. С одной стороны — вырастание буйного, но гениального недоросля Владимира в «мужа совершенна.» «Воссиявший в сердце его разум» помог ему «уразуметь суету идольского служения» и «с сими помыслами войти в св. купель.»  Но вот внешние толчки: влияние из среды жен Владимира. Жены христианки,   две чешки, несомненно жена Ярополка, затем — «мудрейшая из жен» Адлогия и сама мать Владимира, Малуша — вся авторитетная женская половина дома властно твердила зарвавшемуся, но преуспеваюшему Владимиру: «довольно мальчишеских глупостей, пора взяться за ум, послушать и посмотреть что творится кругом во всем мире, как народ за народом крестятся и становятся порядочными и уважаемыми.» Роль Олава Триггвесона, (в Киеве у кн.Владимира уже годами живал его сородич Олав   будущий св. Олав, король и креститель Норвегии) достоверного свидетеля ο том, что творится на белом свете, должна была быть исключительно убедительной. Но раз Владимир уязвился «умом Христовым,» то в ту самую минуту он ощутил и глупость язычества. Найдя истину, постиг и где ложь. Иначе в природе вещей не бывает.   Именно «воссиявший в сердце его разум,» как восходящее солнце, тем самым прогнал тьму язычества. При свете солнца ей просто нет места. Так и в душе Владимира: поздно «искать» свет веры, если он уже воссиял. Поздно «выбирать» веры, если одна из них, вошедшая в душу, как открывшаяся истина, уже прогнала ложь других. После венчания с царицей Анной в завоеваном Корсуне со своей дружиной и народом с духовенством, мощами св.Климента и Фива ученика его, с лесом икон, хоругвей прибыли в Киев и приступили к христианизации Киева. 

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана преподобным Нестором в начале XII века. После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться «Крещатиком». Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр. По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Согласно Повести временных лет, «люди с радостью идяху, радуяся и глалголюще; аще бы се недобро было, не быша сего князи и боляры прияли». Мних Иаков в похвальном слове многократно повторяет: « крестиша же всю землю русскую от конца и до конца и сокруши идолы и отверже всю безбожную лесть» Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси. Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель. Таким образом князь Владимир, принимая крещение и становясь «восприемником» своего народа, хорошо понимал, что с новой религией христианства несовместимы ни рабство, ни казни, ни даже войны; он понял также, что для устранения этого необходимо, прежде всего, устранить саму причину. Потому-то на наше принятие христианства, на наше крещение, по меткому замечанию Н.Ф.Фёдорова, и нужно смотреть как «…на крещение детей, для которых оглашение или воспитание начинается после крещения, а не прежде него» (2).   За 25 лет своего христианского правления Владимир, которого наименовали ласковым князем и Красным Солнышком смог в полной мере осуществить идеал евангельского откровения. Святой князь Владимир поразил народное воображение не тем только, что он как и его предшественники ублажал пирами своих дружинников, но и заботился по крайней мере праздничных трапезах всего бедного населения государства.

Как широкая натура св.Владимир воспылал желанием повторить опыт перво апостольской Церкви – употребить всю силу государственной власти, все средства казны на то, чтобы крещенные люди почувствовали, как говорит кн.Деяний, что  у них «одно сердце и одна душа», что у них все общее. Вхождение Киевской Руси через Византию в русло мировой истории и погружение в купель нового духовного рождения, способствовало преодолению тех границ, которые мешали сознанию славянских народов ощутить свое единство и полноту в Боге. Уже с самого начала зарождения на Руси веры православной, а вместе с ней и упрочнения государственной системы управления, в церковно-православной общине гармонично стало сочетаться универсальное и национальное, повлиявшее таким образом на развитие религиозной мысли восточнославянских народов. Этот дар церковной мысли и явился как раз тем священным актом рождения национального самосознания Руси как чего-то целостного и величественного в истории  праславянского народа.

Канонизация кн.Владимира Русской Православной Церковью.

Канонизация кн.Владимира состоялась во второй половине XIII века. Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

1.Повести временных лет
2.Федоров Н.Ф. Общее дело.Верный,1906.,том 1.
По материалам кандидатской работы
прот.Вадима Маринского

Translate »