Среди многих святых врачей бессеребреников и страстотерпцев Святая Церковь особо чтит подвиги и труды великомученика Пантелеимона.
Этот преславный воин Христов родился в том же самом городе Никомидии (Измит город на северо-западе Турции) , в котором во время гонения императора Максимиана, соправителя Диоклетиана, пострадало много исповедников имени Христа.
С раннего детства отрок Пантолеон был воспитан матерью Евулой в христианском благочестии. Внимая наставлениям матери и отвращаясь языческого многобожия юный отрок, насколько это было возможно по его летам возрастал духовно. Однако в молодом еще возрасте его мать отошла ко Господу и отрок Пантолеон легко пошел по стопам своего отца Евсторгия, знатного язычника с успехом проходя курсы языческого любомудрия, изучая философию, и врачебное искусство у знатного врача Ефросина.
Целую эпоху в развитии медицины того времени представляла деятельность Клавдия Галена. Его собственные исследования в области анатомии, физиологии, патологии и фармакологии отражали достижения отечественной медицины рассматриваемого периода.
В Римской империи успешно применялись лекарственные средства, получаемые из растительного и животного сырья путем специальной обработки. Большое значение римские врачи, как известно придавали водным процедурам. Римляне очень любили бани, называвшиеся термами. Всего в Риме было около 1000 бань, куда римляне ходили ежедневно не только для ползы тела , но и для души.
Юный отрок Пантолеон искусный в прогнозе заболевания врач, вскоре благодаря своим дарованиям стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища.
Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной (краснобрюхой черной змеей), которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет Святое Крещение. И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона. Узрев в юноше сосуд Божий, после долгих душепастырских бесед Ермолай крестил Пантолеона под именем Пантелеимон – «всемилостивый».
Получив от Бога преизобильную благодать даров Духа Святого Пантелеимон на глазах своего отца смог исцелить именем Христа слепца и тем самым привести к истиной вере Евсторгия. Вскоре после смерти своего отца Пантелеимон став наследником весьма богатого имения, тот час даровал свободу рабам и рабыням, став щедро благотворить нищим и сиротам. Юноша обходил темницы посещая нищих и сирот, простых рабов и рабынь врачуя болезни не столько медицинскими средствами, сколько призыванием имени Христа, в то время как особое место в древнеримской народной медицине занимало лечение травами и сельскохозяйственными растениями, прежде всего сырой капустой.
И поскольку в большинстве случаев рабов не лечили, но сразу же отправляли на остров Бартоломея оставляя там умирать, то вскоре простой люд прослышав о святом целителе стал чаще обращаться за помощью к Пантелеимону. Слава о милостивым и бескорыстном враче быстро распространилась по всему городу. Жители Никомидии оставив своих врачей стали обращаться только к Пантелеимону, что вызвало зависть и злобу среди конкурирующих групп врачей в том числе и архиатров (оплачиваемые должности врачей работавших при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках и мевших постоянное жалование ), которых Гален обвинял чуть ли не в покушении на его жизнь и называл «шайкой городских бандитов» (De procogn., 622).
Кроме того, в Риме II в. искусный в прогнозе заболевания врач нередко попадал под подозрение в занятиях магией, практиковавшейся шарлатанами от медицины. Чтобы подорвать репутацию врача Пантелеимона завистливые врачи обвинили святого в занятиях магией, рассчитывая на то, что все его Пантелеимона установленные диагнозы и предсказания течение болезни есть чистой воды ведовство и по закону к таким предсказателям, которым считали многие Пантелеимона (особенно если их прогнозы касались императоров), закон применял строгие меры (Tac. Ann., II, 32; XII, 52).
Согласное с природой правило ‘Tuto, celeriter et incunde curare’ (лечить безопасно, быстро и приятно) принесшее славу и успех римскому врачу Асклепиду из Вифинии, – вскоре разделило общество на тех, кто стал обращаться к христианству и те кто, в угоду сенату и императору оставался быть верен языческому пантеону.
Император Максимиан будучи грубым, жестоким, свирепым и нетерпеливым человеком услышав о Пантелеимоне проповедующем новую религию своим умелым искусством врачевания тела и души, повелел заковать его в цепи. Время которое Пантелеимон провел в заключении, еще больше воодушевило его укрепится силою Духа в вере. Видя непреклонность святого Максимиан повелел проконсулу предать его жесточайшим мукам.
Претерпев мужественно как добрый воин Христов все муки; колесование, потопление, разрывание тела,умерщвление голодом, растерзание хищными зверями, подвешивание на крюке; Пантелеимон молился ко Господу о даровании терпения в страданиях за истинную веру. Обезумевший император видя явные знаки Божественного Проведения совершаемые по молитвам великомученика отдал приказ отрубить ему голову, тем самым засвидетельствовав перед народом свое бессилие и поражение.
Воины казнившие Пантелеимона видя явные чудеса Божии со слезами простились с великомучеником, целуя его руки, и многие из жителей Никомидии исповедали Христа своим Богом и уверовали в Него. Никомедия прославилась также своими святыми, которые именуются Никомидийскими, что отражает прежнюю традицию написания названия города.
Память святого Пантелеимона издревле чтится православным Востоком. Уже в IV веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Севастии Армянской ( территория Турции) и Константинополе (Стамбуле). Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х века и подавали верующим исцеления. Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой Горе Афон. Честная и многоцелебная глава его хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме, посвященном его имени.
В Никомидии накануне 27 июля – дня памяти святого великомученика – совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого. Тысячи людей – православных христиан и инославных – армян, католиков, и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого. В церковной книге «Кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с XII века. Великий князь Изяслав, в Святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 году при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах)
Святой великомученик Пантелеимон явился воистину подражателем Милостивого Владыки, восприняв дар исцеления преизобилующей благодати от Небесного Врача, врачевать душевные и телесные недуги. Во все времена в медицине были и есть люди творческие, ищущие, думающие над целями и задачами своего труда, о добре и зле, вечном и временном….
Врачей такого типа не удовлетворяет определенная, фиксированная система норм, рецептов и правил, они пытаются выразить иной образ медицины. Иными словами, поскольку медицинское знание – это только часть целого, то мыслящий врач пытается расширить горизонты уже познанного, проникнуть в глубины, выйти за границы достигнутого, обобщить, выяснить причины, найти основания, докопаться до сути. Так врач становится философом, богословом
О таком Гиппократ говорил: «Врач-философ равен богу» . Оставив нам пример жертвенного служения страждущим и немощным сущим в болезнях, святой Пантелеимон показал тем самым бескорыстное богатство добрых дел и дерзновение в молитвах к Богу. Его же молитвами Небесный Врачу да уврачует и наши недуги душевные вкупе и телесные и спасет души наши. Аминь.