9 августа — День святого мученика Пантелеймона

Среди многих святых врачей бессеребреников и страстотерпцев Святая Церковь особо чтит подвиги и труды великомученика Пантелеимона.

Этот преславный воин Христов родился в том же самом городе Никомидии (Измит город на северо-западе Турции) , в котором во время гонения императора Максимиана, соправителя Диоклетиана, пострадало много исповедников имени Христа.

С раннего детства отрок Пантолеон был воспитан матерью Евулой в христианском благочестии. Внимая наставлениям матери и отвращаясь языческого многобожия юный отрок, насколько это было возможно по его летам возрастал духовно. Однако в молодом еще возрасте его мать отошла ко Господу и отрок Пантолеон легко пошел по стопам своего отца Евсторгия, знатного язычника  с успехом проходя курсы языческого любомудрия, изучая философию, и врачебное искусство у знатного врача Ефросина.

Целую эпоху в развитии медицины того времени представляла деятельность Клавдия Галена. Его собственные исследования в области анатомии, физиологии, патологии и фармакологии отражали достижения отечественной медицины рассматриваемого периода.

В Римской империи успешно применялись лекарственные средства, получаемые из растительного и животного сырья путем специальной обработки. Большое значение римские врачи, как известно придавали водным процедурам. Римляне очень любили бани, называвшиеся термами. Всего в Риме было около 1000 бань, куда римляне ходили ежедневно не только для ползы тела , но и для души.

Юный отрок  Пантолеон искусный в прогнозе заболевания врач, вскоре благодаря своим дарованиям   стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе. В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища.

Од­на­жды, воз­вра­ща­ясь от учи­те­ля, юно­ша уви­дел ле­жав­ше­го на до­ро­ге мерт­во­го ре­бен­ка, уку­шен­но­го ехид­ной (краснобрюхой черной змеей), ко­то­рая из­ви­ва­лась тут же ря­дом. Ис­пол­нив­шись со­стра­да­ния и жа­ло­сти, Пан­то­ле­он стал про­сить Гос­по­да о вос­кре­ше­нии умер­ше­го и умерщ­вле­нии ядо­ви­то­го га­да. Он твер­до ре­шил, что в слу­чае ис­пол­не­ния его мо­лит­вы станет хри­сти­а­ни­ном и при­мет Свя­тое Кре­ще­ние. И по дей­ствию Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти ре­бе­нок ожил, а ехид­на раз­ле­те­лась на кус­ки на гла­зах удив­лен­но­го Пан­то­лео­на. Узрев в юноше сосуд Божий, после долгих душепастырских бесед  Ермолай крестил Пантолеона под именем Пантелеимон – «всемилостивый».

Получив от Бога преизобильную благодать даров Духа Святого Пантелеимон на глазах своего отца смог исцелить именем Христа слепца и тем самым привести к истиной вере Евсторгия. Вскоре после смерти своего отца Пантелеимон став наследником весьма богатого имения, тот час даровал свободу рабам и рабыням, став  щедро благотворить нищим и сиротам. Юноша обходил темницы посещая нищих и сирот, простых рабов и рабынь  врачуя болезни не столько медицинскими средствами, сколько призыванием имени Христа, в то время как особое место в древнеримской народной медицине занимало лечение травами и сельскохозяйственными растениями, прежде всего сырой капустой.

И поскольку в большинстве случаев рабов не лечили, но сразу же отправляли на остров Бартоломея  оставляя там умирать, то  вскоре простой люд прослышав о святом целителе стал чаще обращаться за помощью к Пантелеимону. Слава о милостивым и бескорыстном враче быстро распространилась по всему городу. Жители Никомидии  оставив своих врачей стали обращаться только к Пантелеимону, что вызвало зависть и злобу    среди конкурирующих групп врачей  в том числе и архиатров (оплачиваемые должности врачей   работавших  при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках и мевших постоянное жалование ), которых  Гален обвинял    чуть ли не в покушении на его жизнь и называл «шайкой городских бандитов» (De procogn., 622).

Кроме того, в Риме II в. искусный в прогнозе заболевания врач нередко попадал под подозрение в занятиях магией, практиковавшейся шарлатанами от медицины. Чтобы подорвать репутацию врача Пантелеимона завистливые врачи обвинили святого в занятиях магией, рассчитывая на то, что все его Пантелеимона  установленные диагнозы и предсказания течение болезни есть чистой воды ведовство и по закону к таким   предсказателям, которым считали многие Пантелеимона (особенно если их прогнозы касались императоров), закон применял строгие меры (Tac. Ann., II, 32; XII, 52).  

Согласное с природой правило ‘Tuto, celeriter et incunde curare’ (лечить безопасно, быстро и приятно) принесшее славу и успех римскому врачу Асклепиду из Вифинии,   –  вскоре разделило общество  на тех, кто стал обращаться к христианству и те кто, в угоду сенату и императору оставался быть верен языческому пантеону.

Император  Максимиан  будучи  грубым, жестоким, свирепым и нетерпеливым человеком услышав о Пантелеимоне  проповедующем новую религию своим умелым искусством врачевания тела и души, повелел заковать его в цепи. Время которое Пантелеимон провел в заключении, еще больше воодушевило его укрепится силою Духа в вере. Видя непреклонность святого Максимиан повелел проконсулу предать его жесточайшим мукам.

Претерпев мужественно как добрый воин Христов все муки; колесование, потопление, разрывание тела,умерщвление голодом,  растерзание хищными зверями,  подвешивание на крюке; Пантелеимон молился ко Господу о даровании терпения в страданиях за истинную веру. Обезумевший император видя явные знаки Божественного Проведения совершаемые по молитвам великомученика отдал приказ отрубить ему голову, тем самым засвидетельствовав перед народом свое бессилие и поражение.

Воины казнившие Пантелеимона видя явные чудеса Божии со слезами простились с великомучеником, целуя его руки, и многие из жителей Никомидии исповедали Христа своим Богом и уверовали в Него. Никомедия прославилась также своими святыми, которые именуются Никомидийскими, что отражает прежнюю традицию написания названия города. 

           Па­мять свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на из­древ­ле чтит­ся пра­во­слав­ным Во­сто­ком. Уже в IV ве­ке бы­ли воз­двиг­ну­ты хра­мы во имя свя­то­го в Се­ва­стии Ар­мян­ской       ( территория Турции) и Кон­стан­ти­но­по­ле (Стамбуле). Кровь и мо­ло­ко, ис­тек­шие при усе­че­нии свя­то­го, хра­ни­лись до Х ве­ка и по­да­ва­ли ве­ру­ю­щим ис­це­ле­ния. Чест­ные мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на ча­стич­ка­ми разо­шлись по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру. Осо­бен­но мно­го их на Свя­той Го­ре Афон. Чест­ная и мно­го­це­леб­ная гла­ва его хра­нит­ся в Рус­ском Афон­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, в со­бор­ном хра­ме, по­свя­щен­ном его име­ни.

            В Ни­ко­ми­дии на­ка­нуне 27 июля – дня па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка – со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ный крест­ный ход с чу­до­твор­ной ико­ной свя­то­го. Ты­ся­чи лю­дей – пра­во­слав­ных хри­сти­ан и ино­слав­ных – ар­мян, ка­то­ли­ков, и да­же ма­го­ме­тане съез­жа­ют­ся сю­да и при­во­зят сот­ни боль­ных, ко­то­рые по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние по мо­лит­вам свя­то­го. В цер­ков­ной кни­ге «Кондак», хра­ня­щей­ся в Ни­ко­ми­дий­ской мит­ро­по­лии, за­фик­си­ро­ва­но две ты­ся­чи ав­то­гра­фов гре­ков, ту­рок, ита­льян­цев и ар­мян, по­лу­чив­ших ис­це­ле­ние по мо­лит­вам ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на.

           По­чи­та­ние свя­то­го му­че­ни­ка в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви из­вест­но уже с XII ве­ка. Ве­ли­кий князь Изя­с­лав, в Свя­том Кре­ще­нии Пан­те­ле­и­мон, имел изо­бра­же­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ка на сво­ем бо­е­вом шле­ме и его за­ступ­ни­че­ством остал­ся жив в сра­же­нии 1151 го­да. Под ко­ман­до­ва­ни­ем Пет­ра I рус­ские вой­ска одер­жа­ли в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на две мор­ских по­бе­ды над шве­да­ми: в 1714 го­ду при Ган­гау­зе (Фин­лян­дия) и в 1720 го­ду при Грен­га­ме (неболь­шая га­вань на Аланд­ских ост­ро­вах)

            Святой великомученик Пантелеимон  явился воистину подражателем Милостивого Владыки, восприняв дар исцеления преизобилующей благодати от Небесного Врача, врачевать душевные и телесные недуги. Во все времена в медицине были и есть люди творческие, ищущие, думающие над целями и задачами своего труда, о добре и зле, вечном и временном….

Врачей такого типа не удовлетворяет определенная, фиксированная система норм, рецептов и правил, они пытаются выразить иной образ медицины. Иными словами, поскольку медицинское знание – это только часть целого, то мыслящий врач пытается расширить горизонты уже познанного, проникнуть в глубины, выйти за границы достигнутого, обобщить, выяснить причины, найти основания, докопаться до сути. Так врач становится философом, богословом          

О таком Гиппократ говорил: «Врач-философ равен богу» . Оставив нам пример жертвенного служения страждущим и немощным сущим в болезнях, святой Пантелеимон показал тем самым бескорыстное богатство добрых дел и дерзновение в молитвах к Богу. Его же молитвами Небесный Врачу да уврачует и наши недуги душевные вкупе и телесные и спасет души наши. Аминь.


Translate »